Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Выпуск 2: Материалы российско-финского симпозиума (Архангельск, 20–21 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 248 с.

« вернуться к содержанию

Кулагина А.В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX – начала XXI веков

Местонахождение загадочного града Китежа, открывающего свои врата только праведникам, народная молва связывает с озером Светлояр, расположенным недалеко от села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области. По разным версиям, Китеж находится на дне озера или на берегу, где он либо стоит невидимым, либо сокрыт под холмами.

Комплексный характер легенды о граде Китеже, взятой во всем многообразии вариантов, всегда требовал привлечения устных и письменных источников, данных топонимики, этнографии, археологии. В настоящее время библиография легенды насчитывает более двухсот наименований и включает в себя труды философов, историков, этнографов, фольклористов, литературоведов, лингвистов. Во второй половине ХХ века эта тема привлекла еще и географов, геологов, гидрогеологов, биологов и химиков1.

Установлено, что легенда формировалась на стыке двух традиций – уст-ной и письменной. Л.М. Воронцова в своей кандидатской диссертации “Исторические основы китежской легенды” выделила четыре группы источников легенды2.

Исторические корни легенды восходят к событиям времен монголо-татарского нашествия (начало XIII века). Этот период жизни легенды, не зафиксированный в письменных источниках, отразился в народных преданиях о вражеских нашествиях на Нижегородские земли на протяжении XIII–XVI веков. Они использовались в “Летописце о убиении”, который был создан в середине ХVII века в связи с канонизацией владимирского князя Георгия Всеволодовича. Дата “убиения” великого князя (4 февраля 1747 го-да) заимствуется из Святцев 1646 года издания. Культ Георгия Всеволодовича, как отмечает Л.М. Воронцова, используется автором “Летописца о убиении” для создания и распространения нового культа – почитания Светлоярского озера с градом Китежем на его берегу3.

Название Китеж (восходящее к древнему финно-угорскому топониму озера) переносится на название города, образ которого создается в период активного освоения волжского левобережья во второй половине XVII века. Основание города приписывается князю Георгию Всеволодовичу, а прообразом града Китежа послужили старообрядческие “невидимые” скиты и монастыри. Так, по мнению историков, в письменной традиции было положено начало легенде об основании и исчезновении города, которая впоследствии получила название “Легенда о граде Китеже”.

Важное значение имел выход в свет книги историка древнерусской литературы В.Л. Комаровича “Китежская легенда”, в которой были выделены составные части “Книги глаголемой летописец” и установлено, что не сохранившийся ее первоисточник был составлен в конце XVIII века в старообрядческой секте “бегунов-безденежников”4. В.Л. Комарович полагал, что князь Георгий – лицо собирательное, соединившее в себе черты нескольких лиц, живших в разное время. Кроме того, он предложил свое решение вопроса о поселении, история которого легла в основу легенды: это Кидекша – село, расположенное недалеко от Суздаля. Именно это название В.Л. Комарович связывал с древними названиями “Китеж”, “Кидеш”, означавшими покинутое языческое требище. После разорения ордынцами Кидекши она перестала существовать как город. В своих размышлениях о версиях китежской легенды В.Л. Комарович опирался и на собственные записи устных текстов, сделанные им во время экспедиций 1925–1926 годов на Светлояр, указывая на влияние языческих поминальных обрядов, особенностей местного ландшафта (изобилие озер) и преобладание “бродячих” сюжетов о “провалищах” и “чудесных спасениях”.

В 1930 году на Светлояр из Москвы отправляется антирелигиозно-фольклорная экспедиция, организованная Государственной академией искусствоведения, Центральным антирелигиозным музеем и Институтом по изучению национальностей СССР (Ленинград). В работе также приняли участие сотрудники Нижегородского краевого музея (фольклористы, этнографы, антирелигиозники, художники, киноработники). Члены экспедиции собирали материалы “по обрядности и словесному творчеству, относящиеся к почитаемому озеру Светлояр и к горам на берегу озера”5. Во время празднества, совершаемого ежегодно на берегах “святого озера”, они вели разъяснительную антирелигиозную работу. Участники экспедиции записали шест-надцать рассказов, связанных со Светлояром, десятки сказок, сотни песен и частушек, сделали зарисовки и фотографии, сняли кинофильм (фольклорные записи хранятся в Государственном литературном музее).

В послевоенные годы собирательская деятельность велась здесь еще активнее. В 1959 году на Светлояре и в радиусе 45–50 километров от него работала экспедиция, организованная издательством “Большая советская энциклопедия” (далее - БСЭ) и Горьковским историко-архитектурным музеем-заповедником (наряду с научными сотрудниками в экспедицию были включены спортсмены центрального Морского клуба, имевшие специальные приспособления для плавания под водой). Во время второй экспедиции 1959 года археологам удалось найти в селе Городищи Ворского района остатки древнерусской крепости XIII–XIV веков. Горьковский историк И.А. Кирьянов высказал предположение, что эта крепость могла служить убежищем для населения во время вражеских нашествий и что именно она явилась прообразом града Китежа6. В это же время (1959 г.) поисками сведений о Китеже и Светлояре занимались сотрудники Института этнографии АН СССР В.Н. Басилов и Н.Н. Велецкая. В.Н. Басилов, разделяя точку зрения В.Л. Комаровича, полагал, что назначение китежской легенды состоит в пропаганде невидимого града. Он считал, что культ Светлояра возник в конце XVII в. в среде раскольников, а первоначальная легенда о Китеже не связывалась с озером. Значительно позже в нее включился мотив “провалища”7.

В 1960 году в Воскресенском районе состоялась повторная экспедиция издательства БСЭ. Спортсмены-подводники смогли уточнить глубину Светлояра, особенности рельефа дна, состояние животного и растительного мира. Исследователи сделали вывод о ледниковом происхождении озера и вторичном провале, происшедшем некоторое время спустя, “о чем говорят большая глубина озера, воронкообразный рельеф дна, деревья на дне”. Участниками экспедиции было установлено, что на дне озера “никакого города-провалища нет”8. Обратившись к письменным памятникам китежского цикла, они пришли к выводу о новгородско-псковской основе легенды и выделили ведущий мотив, выражающий идею патриотической борьбы с иноземными врагами (что, по их мнению, подтверждается фактами колонизации новгородцами Средней Волги в X–XIII вв., а также событиями, связанными с нашествием Батыя). Наряду с этим ученые выявили и другой (социально-утопический) аспект – обретение социального идеала9.

Длительное исследование китежской легенды привело ученых к мысли о необходимости комплексного подхода к ее анализу. В 1968–1970 годах на Светлояре работала экспедиция, организованная “Литературной газетой”, в состав которой входили историки, фольклористы, биологи, гидрологи, аквалангисты10. Председателем комиссии “Литературной газеты” стал А.М. Са-харов, доцент исторического факультета МГУ, а членами комиссии – научный сотрудник Института археологии Т.И. Макарова, историк А.С. Орлов, гидролог Д.А. Козловский, геолог В.И. Никишин, географ Д.Д. Квасов, журналист М. Баринов. В составе комиссии были и фольклористы – Н.И. Савушкина и три ее ученицы, студентки Е. Богданова, М. Юхневич, Н. Юдина (1968 г.). В окрестностях Светлояра фольклористы собрали триста пятьдесят рассказов (свидетельств) о Китеже и об озере, причем почти каждый из них содержал утверждение о каких-то необыкновенных свойствах его воды.

Историк А.С. Орлов полагает, что Светлояр был религиозным центром, хотя официальная православная церковь категорически отвергает причастность озера к числу “святых” мест. Наблюдения нашей экспедиции 2003 года свидетельствуют о том, что ежегодно 6 июля, в день празднования иконы Владимирской Божьей Матери, вокруг озера проходит крестный ход, и паломники, а также некоторые отдыхающие на озере падают на колени, стараясь, чтобы икону пронесли над ними для очищения от грехов. А.С. Орлов считает, что своеобразные особенности ритуала поклонения Светлояру имеют значительно более древние корни, чем эпоха раскола церкви. Это наводит на мысль о древних культовых обрядах поклонения воде, холмам, деревьям, восходящих к языческим временам.

Экспедиции под эгидой “Литературной газеты” были продолжены в 1969 году (6–14 сентября) и 1970 году (9–16 сентября). На этот раз в состав фольклорной группы под руководством Н.И. Савушкиной вошли студентки Л. Блинкова, Р. Бородько, И. Одинцова. Целью поездок было продолжение сбора материала для изучения китежской легенды в системе других местных легенд, исторических преданий и быличек. Собиратели работали в деревнях на территории Воскресенского района Нижегородской области, расположенных вокруг озер Светлояр (Владимирское, Топан, Быдрей, Рассадино, Орловка, Гришенино, Зимарка), Нестиары (Нестиары, Рогово, Хохловка или Заозерье), Озерко11 (Озерское, Нахратово, Кузнецово, Марфино, Якшиха). За две экспедиции был записан шестьсот тридцать один текст несказочной прозы, в том числе рассказов о “провалищах” на озерах Светлояр, Нестиары, Озерское – сто пятнадцать плюс сорок девять; о необыкновенных свойствах этих озер – сто тридцать шесть плюс шестьдесят; о чудесных случаях, происходивших на их берегах, – тридцать девять; о чудесных ключиках (Кибелеке, Нифонтовом) – восемьдесят четыре плюс двадцать три; местных исторических преданий (о татарских нашествиях, ратной тропе, Степане Разине, кладах и т.д.) – шестьдесят; быличек (разных) – двадцать шесть; местных легенд (разных) – двадцать два; топонимических и прочих сведений – семнадцать. Следовательно, всего в трех экспедициях было записано около тысячи рассказов и свидетельств, причем представлены все три типа несказочной прозы: слухи и толки, мемораты, фабулаты.

В результате трех экспедиций фольклористами под руководством Н.И. Савушкиной были сделаны важные наблюдения, касающиеся вариантов рассказов, известных в изложении П.И. Мельникова-Печерского, М.М. Пришвина, А.М. Горького и др. Обнаружены и новообразования, которые по преимуществу посвящены загадочному происхождению озера, целебным свойствам его воды, обитанию в нем особенных рыб, чудовищ и т.д. Следует отметить, что творческая фантазия местного населения обращена сейчас не к граду Китежу, а к самому Светлояру, к его загадочным, еще не объясненным наукой свойствам. Идея приобщения к “сокровенному граду” не волнует даже специально приходящих сюда богомольцев.

Что же касается исторических частей легенды, то о них, как отметила Н.И. Савушкина, можно судить лишь предположительно. По ее мнению, живая память народа охватывает период примерно полуторавековой давности (наиболее ранние свидетельства были записаны от 90-летних жителей, ссылавшихся на рассказы дедов как очевидцев). Это рассказы о помещике, захотевшем спустить озеро; о монашках, живших на берегу; о религиозных диспутах; о ярмарке. Отсутствие свидетельств о купальской или иной обрядности и ее пережитках подтверждает правильность критики В.Н. Басиловым первой главы исследования В.Л. Комаровича о генезисе светлоярского культа. Историческая память народа, как считает Н.И. Савушкина, оперирует в основном фактами “Китежского летописца”, который называют “летописью” или просто “книгой”. Характерно, что в качестве достоверного источника называют и роман П.И. Мельникова-Печерского “В лесах”, и очерк В.Г. Короленко “На Светлояре”.

Наблюдения Н.И. Савушкиной были подтверждены результатами фольклорных экспедиций Нижегородского университета 1974, 1975 и 1982 годов12.

Материалы по китежской легенде, хранящиеся в личном архиве Н.И. Савушкиной, а ныне в архиве кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ, представляют собой пять папок. Первая – подборка “Китеж в литературе” (прозе и поэзии); вторая – газетные и журнальные статьи о Китеже; третья и четвертая – материалы экспедиций (тексты на карточках); пятая – машинописные копии статей Н.И. Савушкиной и ее соавторов13. Имеются также экземпляры “Литературной газеты” 1968 года (№ 32 за 7 августа, № 37 за 11 сентября, № 39 за 25 сентября, № 48 за 27 ноября); 1970 года (№ 11 за 11 марта, № 40 за 30 сентября); 1971 года (№ 2 за 6 января) и отдельные оттиски с информацией о результатах экспедиций 1968 и 1969 годов14.

Летом 2003 года по следам Н.И. Савушкиной была направлена фольклорная экспедиция филологического факультета МГУ под руководством А.В. Кулагиной. Группа в составе девятнадцати человек работала на территории Поветлужья в Воскресенском районе Нижегородской области. Было обследовано семь сельсоветов (Владимирский, Нестиарский, Нахраповский, Елдежский, Воздвиженский, Староустинский, Благовещенский). Работа велась по фольклору Поветлужья15 и по китежской легенде. В рамках последнего исследования использовался следующий вопросник.

1. Существовал ли град Китеж?
2. Что Вы слышали о нем?
3. Кто и когда его построил, где он находился, как выглядел, кто в нем жил, чем занимались обитатели?
4. Где он находится сейчас, что стало с жителями?
5. Есть ли те, кто слышал звон или видел какие-либо здания, кресты и пр.?
6. Чем знаменито озеро Светлояр, как оно образовалось?
7. Стоит Китеж на берегах озера или находится под водой?
8. Обладает ли вода целебными свойствами?
9. Живут ли в воде Светлояра какие-либо существа?
10. Как совершается обползание (обход) озера и помогает ли это?
11. Как это надо делать, с какими молитвами, остановками, какие действия совершались на этих остановках и как они назывались?
12. Для чего совершается крестный ход вокруг озера и сколько кругов делается?
13. Делается ли обход со свечами?
14. Сколько кругов надо сделать вокруг озера?
15. Чем знаменит ключик, как его называют? (Кибелек)
16. Почему град называется “Китеж”, а озеро – “Светлояр”?
17. Где находятся три могилы, кто там погребен?
18. Что о них рассказывают, что там делают (молитвы, просьбы, благодарности)?
19. Какие чудеса там происходят?
20. Почему именно так называются церкви (Владимирская, Казанская)?
21. Что и как праздновали на озере до революции, при Советской власти, сейчас?
22. Когда начали в озере купаться со спиртным?
23. Когда и как разрушали (закрывали) церкви?
24. Какие помните экспедиции на Светлояр?
25. Как попал на берег Светлояра камень со стопой Богородицы?
26. Слышали ли что-нибудь о Батыевой тропе?
27. Слышали ли что-нибудь о трех соснах?
28. Где они находятся (находились)?

Всего было записано свыше восьми тысяч произведений разных жанров, в том числе шестьсот восемьдесят три текста легенд, преданий, быличек, поверий и разнообразных сведений, связанных с Китежем и Светлояром: о необыкновенных свойствах и особенностях строения озер Светлояр, Нестиары, Озерское (относительно Озерского появилось много рассказов об утонувших в нем, т.е. озеро постепенно начинает выполнять функцию “гиблого места”); о том, что озера сообщаются между собой, с Волгой и даже с Байкалом; что в озере живут необыкновенные рыбы; что озеро не допускает водолазов (в том числе рассказы о поседевшем водолазе); о необыкновенных свойствах воды Светлояра (вода исцеляет от болезней, приносит успокоение, не портится); о необыкновенных свойствах трав в озере и вокруг него (в числе прочих записан рассказ о траве против раздоров в семье, ее кладут у иконы). Приводились рассказы о паломничестве (обход или обползание по обету или для исцеления от недугов, неприятностей): “Обещание давала: когда я родила, я очень тяжело дочку эту свою родила, самую первую дочку, я очень тяжело. И дала обещание, что вот только розродиться мне, я вкруг озера обползаю, и я ползала, один раз вокруг озера, коленочки у меня до сих пор, наверное, были темные, коленочки-те ободрала все, ну, поджили. Вот, давала обещание… Много ползало в то время, много…” (зап. от жительницы д. Топан, 1933 г.р., отказавшейся назвать имя). Зафиксированы записи о святых местах вокруг Светлояра и их целебных свойствах (кибелецкий ключик, святые могилки и земля из них, святые кресты, святые сосны, камень со стопой Богородицы): “А вот еще есть в километре примерно от озера в сторону есть Кибелецкий ключик. Так. Это было давно. Пришел на наши земли с войной Хан Батый. В наших местах сражение с ним вышло. Вроде как здесь город стоял, а они его хотели захватить, и пришлось русским ратникам обороняться. Говорят, решил им помочь сам Георгий Победоносец. Выехал он на коне, татар воевать, а места у нас болотистые, конь его провалился, стал падать, пробил копытом ямку, тут же вода потекла. Ключик получился, Кибелек, на том месте сейчас сруб поставлен, чистая вода в том роднике, вкусная и целебная. Почему именно Кибелеком назвали – сказать не могу” (с. Владимирское, А.Е. Кузнецова, 1958 г.р., урож. с. Владимирское).

“Богородица выходила из часовни, встала на камень, и там остался след”(д. Пузеево, А.А. Двойниковой, 1930 г.р.).

С Китежем связаны записанные нами рассказы о постройке “града”, нашествии Батыя (в одном из вариантов – Улан-Батора), который преследует князя Юрия: “Это самая древняя легенда. Ее сложили в те языческие времена племена, которые жили в здешних лесах за много веков до нас. Немало богов и лесных духов окружало древнего человека, и всех он боялся, старался задобрить, поклонялся им, приносил жертвы. Больше всего боялись люди далекого прошлого богини леса и лесного зверья Якутку. Где конь ее огромный ударял копытом, там земля проваливалась, образовывались ямы. В наших заволжских лесах в глухих местах жило в селении гордое, независимое племя, которое забыло про Якутку, и та, разгневавшись, напустила на жителей селения своего коня. Конь бил в землю копытом, все провалилось и заполнилось подземной водой. Так и возник на месте, где жило это племя, озеро Светлояр. А название его тоже очень древнее: в нем соединилось два слова – “светлый”, что значит добрый, и “яр”, это Ярило, языческий бог. То есть получается, Светлояр – это добрый бог <…> Это событие относится к 13 веку. Князь Георгий Всеволодович очень любил путешествовать. Однажды, путешествуя, он задумал на Волге построить город, ныне Городец. И построил, и назвал его Малым Китежем. Путешествуя дальше по заволжским лесам, на реке Люнде он находит более красивое место и решает здесь тоже построить город и называет его Большим Китежем. В это время началось монгольско-татарское нашествие. В сражении против врагов участвовал и князь Георгий Всеволодович. Первая битва Георгия Всеволодовича с недругами произошла у Малого Китежа. Она для Георгия Всеволодовича была неудачной. Его дружина потерпела поражение, и он бежал в лесистую часть своего удельного княжества, в Большой Китеж, чтобы собирать там новые войска и опять вступить в бой. Во время битвы татары взяли в плен одного дружинника князя, Гришку Кутерьму, и начали его пытать, мучить, чтобы он показал дорогу в Большой Китеж, где прячется князь. И он показал им дорогу. В городе скоро узнали о приближении вражеских войск, все ценности припрятали в церквах и монастырях. Князь Георгий Всеволодович вновь вступил в бой, в этот раз вместе с дружиною враги убили и самого князя. Победив дружину князя, враги устремились к Большому Китежу. Но тут перед их глазами происходит чудо. Город проваливается в землю, постепенно исчезает из глаз, и глубокий провал наполняется водой, а церкви и монастыри скрываются под земляными холмами. Так враги город найти и не смогли”(с. Владимир-ское, А.Е. Кузнецова, 1958 г.р.).

Сохранились рассказы о чудесном спасении Китежа (проваливается и образуется озеро; скрывается под землей; под холмами); о том, что Китеж существует; о видениях (кресты, звон, свет, молитвы, купола храмов): “А насчет Светлояра – люди слышали и колокольный звон, вот наш батюшка, отец Андрей, с отцом Дмитрием, он слышал колокольный звон на этом Светлояре, то есть они прогуливались по озеру и услышали колокольный звон. Потом вернулись на деревню и спросили:

Кто звонил?

Никто не звонил. (Они днем слышали.)

<…> Тетя Зина, моя знакомая, старожилка этого озера, во Владимирском живет, она видела утром, рано утром, когда обходила круг озера. Видела, как будто град Китеж поднялся с озера. Видела ворота, видела церкви, все это видела. И крест на себя накладывала, когда рассказывала, и “честное слово, – говорит, – видела!” И прям показала, на каком месте это все было. Цыганова, тетя Зина Цыганова” (д. Асташиха, Ф.Н. Синотов, 1974 г.р.).

Рассказывалось и о возможности общения с жителями Китежа: “… Ходили, на горе сидели, молились, молились. И вот <…> из-под этой горы, иль откуда брался, вдруг появлялся старичок. Даже предлагал горшки глиняные, вот <…> и исчезал внезапно” (записано в д. Быдрей от Здоровой Надежды Викторовны, 1924 г.р.).

О возможности побывать в Китеже или уйти туда навсегда повествовалось, например, так: “А еще такая легенда есть, короче, там это. Короче, пацан собирал грибы, там какой-то мальчишка. Вышли там эти, старцы града Китежа и сказали, что “айда с нами, ну, в град Китеж, там тебе будет хорошо житься”. Он так обрадовался, сказал: “Погодите маленько, я сейчас схожу, попрощаюсь с родителями, со всеми там, и приду”. Пока он бегал, потом прибежал уж на то место, где они там, ну, его дожидались, а там уже их нет. Там уже их не было. А они вроде того, что он, что он приведет других каких-нибудь людей, и они скрылися”(с. Владимирское, В.А. Суханов, 1990 г.р.).

Наша работа в сельсоветах показала: чем дальше от Светлояра, тем меньшей информацией располагают сельские жители. В результате экспедицией были выявлены практически все мотивы, входящие в состав устных рассказов о Светлояре и Китеже и отмеченные Н.И. Савушкиной. Светлояр в наши дни – своеобразный религиозный центр, куда стекаются паломники разных конфессий (и православные, и староверы, и сотрудники Международного центра космического разума, и кришнаиты, и “рерихи” (последователи учения Рериха) и т.д.). Наличие сакрального комплекса – озера, родника, холмов, деревьев, камней – позволяет поддержать мнение историка А.С. Орлова о древности культовых обрядов, восходящих к языческим временам. И хотя православная церковь долго отвергала причастность озера к числу “святых” мест, наши наблюдения позволяют судить о том, что процесс сближения с православием происходит (отлучены от озера язычники, празднующие Купалу: их действа сейчас происходят на берегу реки Люнды; на холме построена новая часовня; в день Купалы на Светлояре отмечается праздник иконы Владимирской Божьей Матери; после службы в церкви крестный ход обходит озеро и т.д.). При обходе озера по обету читают как канонические молитвы, так и обращенные к Святым горам, святым соборам, подводным святым: “Святые горы, святые соборы, святые люди, землей покрыты, водой залиты, молите Бога о нас!”

Летом 2004 года мы планируем продолжить работу в Воскресенском районе Нижегородской области.

Примечания

1 На страницах газеты “Аргументы и факты” (№ 9, 2003 г.) была опубликована статья “Тайна озера Светлояр”, рассказывающая об экспедиции Санкт-Петербург-ского Института озероведения. В ходе ее работы было установлено, что озеру 11 тыс. лет, что чистота воды в нем объясняется множеством ключей, а лечебные свойства – наличием большого количества сероводорода.

2 Воронцова Л.М. Исторические основы китежской легенды: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1991.

3 Там же. С. 17.

4 Комарович В.Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. М., 1936.

5 Невский А. Работа светлоярской экспедиции // Сов. этнография. 1931. № 1-2. С. 172.

6 Кирьянов И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961.

7 Басилов В.Н. О происхождении культа невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопр. истории религии и атеизма. Вып. XII. М., 1964. С. 150–170.

8 Шестаков В.П., Шохин К.В. Сказание о невидимом граде Китеже // Вестник истории мировой культуры. 1960. № 5. С. 86.

9 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977; Он же. Народная социальная утопия в России. XIX век. Москва, 1978.

10 Подробнее об этом см.: Литературная газета. 1968. 11 сентября; 27 ноября; 1971. 6 января.

11 Устойчивого гидронима в местной традиции не обнаружено.

12 Град Китеж / Сост. В.Н. Морохин. Горький, 1985.

13 Савушкина Н.И. Китеж – быль или сказка? Легенды и факты // Наука и религия. 1969. № 6. С. 61–65; Она же. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор. 1972. Т. XIII. М.; Л, 1972. С. 58-76; Савушкина Н.И., Богданова Е.Ю., Юдина Н.Б., Юхневич М.Ю. Новые записи легенды о граде Китеже // Вестник МГУ. Сер. 8: Филология. 1969. № 3. С. 78–83; Блинкова Л.А., Бородько Р.Г., Одинцова И.И., Савушкина Н.И. Китежская легенда и несказочная проза Заволжья // Сов. этнография. 1973. № 4. С. 113–122.

14 Савушкина Н.И. Комплексная экспедиция на Светлояре // Русский фольклор. М.; Л., 1970. Т. XII: Из истории русской народной поэзии.С. 270–271; Она же. Горьковская область: Результаты экспедиций 1969 г. // Русский фольклор. М.; Л., 1972. Т. XIII. С. 273.

15 Кулагина А.В., Ковпик В.А., Родионова А.А. Вопросник по собиранию фольклора Поветлужья // Полевые вопросники и исследовательские программы для собирания фольклора. М., 1999. С. 4–30.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет