ПУБЛИКАЦИИ / Статьи / Н.В. Дранникова, Меньшиков С.А. Опыт Лаборатории фольклора Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова в собирании, систематизации, хранении и использовании фольклорных материалов // Москва:Первый всеросийский конгресс фольклористов, 2006 г.
В современном мире происходит активное использование информационных технологий
в научном и учебном процессах. Это связано с общемировым процессом глобализации,
в том числе и учебного процесса, - тенденцией к взаимозависимости и открытости
современного мира Важная составляющая глобализации - мировые информационные технологии.
С 1999 г. Лаборатория фольклора (далее - ЛФ) Поморского государственного университета
им. М.В. Ломоносова приступила к созданию электронной версии архива, находящегося
в ней, и к привлечению информационных технологий в процесс преподавания предмета
"Устного народного творчества" (далее - УНТ), спецкурсов и спецсеминаров.
Работа происходила в нескольких направлениях:
1. Формирование электронной версии архива
2. Создание сайта лаборатории
3. Разработка информационно-справочной системы (далее - ИСС)
4. Создание мультимедийной базы данных архива
5. Разработка учебных компакт-дисков.
В 1999 и 2001 гг. были получены гранты Российского фонда фундаментальных исследований
для работы по проекту "Создание информационной системы и электронной базы
данных архива лаборатории фольклора ПГУ" (проект № 99-07-90332). В 2001
году был получен новый грант для завершения начатой работы по проекту "Формирование
мультимедийной базы данных архива лаборатории фольклора, создание индексированного
каталога и поисковой машины для научных исследований" (проект № 01-07-90228);
в 2002 г. грант Министерства образования. Выполнение проекта проходило совместно
с отделом информационных технологий ПГУ. Главными консультантами были начальник
отдела А.Е. Гильдебрант и сотрудники его отдела.
С 2000 г. Лаборатория имеет свой сайт на сервере ПГУ (http://folk.pomorsu.ru/).
В течение 5 лет он модернизировался и пополнялся новыми материалами. В настоящее
время сайт активно используется нами не только как научный, но и как учебный
ресурс. На нем представлены история ЛФ, публикации наших сотрудников и коллег,
топографический указатель архива, сведения о конференциях, организованных лабораторией,
информация об экспедициях с картами, на которых обозначен их маршрут, фотоальбом,
информация о курсовых и дипломных работах, некоторые выдержки из оцифрованного
звукового ряда. В настоящее время сайт частично переведен на английский язык.
В рубрике "Публикации" выставлены научные и учебно-методические материалы
(материалы четырех Международных конференций, проведенных лабораторией, книги,
статьи и т. п.). На первой лекции по курсу "УНТ" студенты получают
сведения о существовании сайта и о публикациях, размещенных на нем, они вносятся
в список литературы, необходимый для подготовки к семинарам. Большая часть из
выставленных на сайт публикаций находится под паролем, поэтому для получения
доступа к ним студенты проходят регистрацию. Их фамилии вносятся в список пользователей.
Как мы писали выше, с 1999 г. стала создаваться электронная версия архива ЛФ.
Архив формируется за счет материалов фольклорных экспедиций и полевых материалов,
которые студенты самостоятельно собирают во время фольклорной практики. Несмотря
на трудности, связанные со сбором материала, начиная с 1997 г. архив увеличился
в 10 раз.
С 1999 года ЛФ перешла на новый уровень хранения фольклорных записей - электронные
текстовые и звуковые базы. Оцифровано 200 аудиокассет. Редкие и ценные аудиоматериалы
сохраняются в оригинале. Проведенная оцифровка и перезапись на другие носители
информации позволила улучшить их качество и степень сохранности, так как за
это время некоторые записи на аудиокассетах и бобинах оказались утрачены из-за
своей недолговечности. Оцифровке подверглись причитания, баллады, исторические
и внеобрядовые песни, фрагменты обрядов, сказки и многое другое. Звуковые базы
данных распределены по жанрам и районам.
С 2000 г. ЛФ приступила к видеофиксации фольклора и переводу видеоматериалов
в цифровую форму. Всего оцифровано 50 видеокассет. Полностью сделана видеофиксация
фольклорных экспедиций в д. Зимняя Золотица Приморского района (июль 2001 года),
д. Веркола Пинежского района (октябрь 2001 г.) и г. Мезень (октябрь 2001 г.),
д. Совполье (Мезенский р-н, 2002 г.), с. Карпогоры (Пинежский р-н, 2003 г.),
Покшеньга (Пинежский р-н, 2004 г.), Кенозеро (Плесецкий р-н, 2005 г.). Наибольшего
качества цифрового видеоматериала удалось добиться при съемке на цифровую видеокамеру
и сохранения роликов цифровом формате. Этот формат позволяет вести серьезную
последующую обработку видеороликов (изменение масштаба, монтаж) с сохранением
необходимого качества. В электронную форму переведены все экспедиционные фотоматериалы.
Создан электронный фотоальбом.
Сотрудниками ЛФ созданы учебные компакт-диски, которые используются в преподавании
курса "УНТ" во время лекций и 10 семинарских занятий (например, "Мифологические
рассказы", "Эпические песни", "Волшебные сказки" и
др.). На каждом из компакт-дисков помещены наиболее репрезентативные мультимедийные
материалы, большая часть которых была снята в экспедициях, и теоретический материал
(статьи и различные научные указатели). Перед просмотром видеосюжета студенты
получают задание (ряд вопросов), обсуждение которых происходит сразу же после
его завершения. Обратимся к компакт-диску "Мифологические рассказы".
На нем находятся 10 видеофайлов с быличками, "Указатель сюжетов русских
быличек и бывальщин" В.П. Зиновьева, текстовые файлы со статьями Н.В. Дранниковой.
Студентам дается следующее задание: определить сюжетный тип былички, выделить
ее мотив. Дается понятие дискурса, которое позволяет возможность обратиться
к определению дискурсивных особенностей текста (когнитивного, экстралингвистического
и др.).
Представим содержание компакт-диска "Эпические песни". На него помещены
былина, в исполнении Е.Е. Зориной, статьи, написанные Н.В. Дранниковой и Ю.А.
Новиковым. На компакт-диске "Заговоры" находятся несколько заговоров,
записанных во время фольклорных экспедиций. "От грыжи". Дается понятие
текста в его семиотическом значении. Это позволяет дать студентам задание выделить
акциональный, темпоральный, локативный и др. коды заговора.
Работа над информационно-справочной системой архива (далее - ИСС) была начата
в 1999 г. и закончена в 2005 г. Она используется в научном и учебном процессах.
ИСС представляет собой базу данных и программу "Систематизатор" ("Каталог"),
посредством которого происходит заполнение (внесение данных в базу) и последующая
работа с ним. Документы хранятся в виде текстовых, аудио- и видеофайлов. Программа
ориентированна на работу как в локальной, так и в глобальной сети. Интерфейс
программы включает в себя режимы редактирования (занесения данных) и поиска.
При занесении данных в ИСС каждая текстовая единица включается в систему различных
описаний. Сами описания являются независимыми (несвязанными) между собой. Текст,
занесенный в ИСС, имеет следующие описания (исполнитель, собиратель, место и
год записи, номер единицы хранения в архиве и разновидность единицы хранения
- видеокассета, аудиокассета, СД, ДВ), что позволяет в дальнейшем при поиске
какого-то конкретного текста найти его по любому из описаний а также обеспечивает
быстрый переход между ними.
Также существует возможность организации поиска через классификатор жанров.
Программа имеет оболочку для поиска в базе данных, доступную через Internet.
Проиллюстрируем, как это происходим. Возьмем рассказ о том, как банник наказывает
за появление в бане поздно вечером. Текст является быличкой, поэтому мы заносим
его в жанровый каталогизатор в раздел "Былички". Каждый жанр при занесении
в базу подвергается также внутрижанровой классификации, в основе которой лежат
научные классификации ("Указатель сюжетов быличек и бывальщин" Зиновьева,
"Указатель типов, мотивов и основных элементов" Н.А. Криничной (Н.А.
Криничная. "Предания Русского Севера". 1991), "Сравнительный
указатель сюжетов. Восточнославянская сказка" и др.). Поэтому быличка о
баннике заносится в рубрику, соответстующую ее сюжетному мотиву.
В настоящее время справочная система находится в стадии заполнения и содержит
около 1500 записей различных жанров. ИСС используется во время занятий по фольклорной
практике, которую проходят студенты факультета филологии и журналистики ПГУ.
Жанровая классификация, положенная в основу программы, является авторский. Она
основывается на современных научных классификациях фольклора, адаптирована к
культурной традиции Архангельского региона и носит обучающий характер. Студенты
знакомятся с содержанием базы. Часть студентов работает с программой и заполняет
ИСС. Существует единство требований к оформлению папок с материалами фольклорной
практики и созданию электронного архива ЛФ. Оформление папки происходит строго
в соответствии с современными научными критериями. Для этого были изданы методические
рекомендации "Систематика и оформление материалов фольклорной практики"
(Архангельск, 2004).
Эдиционная работа - один из основных этапов нашей работы. Электронная форма
облегчает подготовку материалов к публикации, так как благодаря ИСС тексты распределены
по жанрам, районам и некоторым другим признакам, которые исследователь и каталогизатор
посчитают существенными для полного описания текста. Кроме того, появилась возможность
издания вместе с книгой мультимедийных компакт-дисков, которое будет осуществляться
по жанрам и регионам. Предполагается издать книгу "Мифологические рассказы
Архангельского региона".
В настоящее время лаборатория фольклора продолжает вести работу по переводу
архивных материалов в цифровую форму.
Информационные ресурсы лаборатории были использованы на Международных Школах
молодых фольклористов (2001 и 2003 гг.) и российско-финских симпозиумах (2001
и 2003 гг.), на заседании УМО по фольклористике, которое проходило на базе МГУ
(2003), на Школе по собиранию и изучению фольклора для работников культуры Архангельской
области (2004 г.).
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод о том, что созданный сотрудниками
Лаборатории фольклора информационно-электронный ресурс позволяет перейти к созданию
дистанционных курсов обучения по дисциплине "Устное народное творчество",
спецкурсов и спецсеминаров по фольклорной культуре.