ПУБЛИКАЦИИ / Статьи / Н.В. Дранникова, Меньшиков С.А. Опыт Лаборатории фольклора Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова в собирании, систематизации, хранении и использовании фольклорных материалов // Москва:Первый всеросийский конгресс фольклористов, 2006 г.

В современном мире происходит активное использование информационных технологий в научном и учебном процессах. Это связано с общемировым процессом глобализации, в том числе и учебного процесса, - тенденцией к взаимозависимости и открытости современного мира Важная составляющая глобализации - мировые информационные технологии.
С 1999 г. Лаборатория фольклора (далее - ЛФ) Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова приступила к созданию электронной версии архива, находящегося в ней, и к привлечению информационных технологий в процесс преподавания предмета "Устного народного творчества" (далее - УНТ), спецкурсов и спецсеминаров. Работа происходила в нескольких направлениях:

1. Формирование электронной версии архива
2. Создание сайта лаборатории
3. Разработка информационно-справочной системы (далее - ИСС)
4. Создание мультимедийной базы данных архива
5. Разработка учебных компакт-дисков.

В 1999 и 2001 гг. были получены гранты Российского фонда фундаментальных исследований для работы по проекту "Создание информационной системы и электронной базы данных архива лаборатории фольклора ПГУ" (проект № 99-07-90332). В 2001 году был получен новый грант для завершения начатой работы по проекту "Формирование мультимедийной базы данных архива лаборатории фольклора, создание индексированного каталога и поисковой машины для научных исследований" (проект № 01-07-90228); в 2002 г. грант Министерства образования. Выполнение проекта проходило совместно с отделом информационных технологий ПГУ. Главными консультантами были начальник отдела А.Е. Гильдебрант и сотрудники его отдела.
С 2000 г. Лаборатория имеет свой сайт на сервере ПГУ (http://folk.pomorsu.ru/). В течение 5 лет он модернизировался и пополнялся новыми материалами. В настоящее время сайт активно используется нами не только как научный, но и как учебный ресурс. На нем представлены история ЛФ, публикации наших сотрудников и коллег, топографический указатель архива, сведения о конференциях, организованных лабораторией, информация об экспедициях с картами, на которых обозначен их маршрут, фотоальбом, информация о курсовых и дипломных работах, некоторые выдержки из оцифрованного звукового ряда. В настоящее время сайт частично переведен на английский язык. В рубрике "Публикации" выставлены научные и учебно-методические материалы (материалы четырех Международных конференций, проведенных лабораторией, книги, статьи и т. п.). На первой лекции по курсу "УНТ" студенты получают сведения о существовании сайта и о публикациях, размещенных на нем, они вносятся в список литературы, необходимый для подготовки к семинарам. Большая часть из выставленных на сайт публикаций находится под паролем, поэтому для получения доступа к ним студенты проходят регистрацию. Их фамилии вносятся в список пользователей.
Как мы писали выше, с 1999 г. стала создаваться электронная версия архива ЛФ. Архив формируется за счет материалов фольклорных экспедиций и полевых материалов, которые студенты самостоятельно собирают во время фольклорной практики. Несмотря на трудности, связанные со сбором материала, начиная с 1997 г. архив увеличился в 10 раз.
С 1999 года ЛФ перешла на новый уровень хранения фольклорных записей - электронные текстовые и звуковые базы. Оцифровано 200 аудиокассет. Редкие и ценные аудиоматериалы сохраняются в оригинале. Проведенная оцифровка и перезапись на другие носители информации позволила улучшить их качество и степень сохранности, так как за это время некоторые записи на аудиокассетах и бобинах оказались утрачены из-за своей недолговечности. Оцифровке подверглись причитания, баллады, исторические и внеобрядовые песни, фрагменты обрядов, сказки и многое другое. Звуковые базы данных распределены по жанрам и районам.
С 2000 г. ЛФ приступила к видеофиксации фольклора и переводу видеоматериалов в цифровую форму. Всего оцифровано 50 видеокассет. Полностью сделана видеофиксация фольклорных экспедиций в д. Зимняя Золотица Приморского района (июль 2001 года), д. Веркола Пинежского района (октябрь 2001 г.) и г. Мезень (октябрь 2001 г.), д. Совполье (Мезенский р-н, 2002 г.), с. Карпогоры (Пинежский р-н, 2003 г.), Покшеньга (Пинежский р-н, 2004 г.), Кенозеро (Плесецкий р-н, 2005 г.). Наибольшего качества цифрового видеоматериала удалось добиться при съемке на цифровую видеокамеру и сохранения роликов цифровом формате. Этот формат позволяет вести серьезную последующую обработку видеороликов (изменение масштаба, монтаж) с сохранением необходимого качества. В электронную форму переведены все экспедиционные фотоматериалы. Создан электронный фотоальбом.
Сотрудниками ЛФ созданы учебные компакт-диски, которые используются в преподавании курса "УНТ" во время лекций и 10 семинарских занятий (например, "Мифологические рассказы", "Эпические песни", "Волшебные сказки" и др.). На каждом из компакт-дисков помещены наиболее репрезентативные мультимедийные материалы, большая часть которых была снята в экспедициях, и теоретический материал (статьи и различные научные указатели). Перед просмотром видеосюжета студенты получают задание (ряд вопросов), обсуждение которых происходит сразу же после его завершения. Обратимся к компакт-диску "Мифологические рассказы". На нем находятся 10 видеофайлов с быличками, "Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин" В.П. Зиновьева, текстовые файлы со статьями Н.В. Дранниковой. Студентам дается следующее задание: определить сюжетный тип былички, выделить ее мотив. Дается понятие дискурса, которое позволяет возможность обратиться к определению дискурсивных особенностей текста (когнитивного, экстралингвистического и др.).
Представим содержание компакт-диска "Эпические песни". На него помещены былина, в исполнении Е.Е. Зориной, статьи, написанные Н.В. Дранниковой и Ю.А. Новиковым. На компакт-диске "Заговоры" находятся несколько заговоров, записанных во время фольклорных экспедиций. "От грыжи". Дается понятие текста в его семиотическом значении. Это позволяет дать студентам задание выделить акциональный, темпоральный, локативный и др. коды заговора.
Работа над информационно-справочной системой архива (далее - ИСС) была начата в 1999 г. и закончена в 2005 г. Она используется в научном и учебном процессах. ИСС представляет собой базу данных и программу "Систематизатор" ("Каталог"), посредством которого происходит заполнение (внесение данных в базу) и последующая работа с ним. Документы хранятся в виде текстовых, аудио- и видеофайлов. Программа ориентированна на работу как в локальной, так и в глобальной сети. Интерфейс программы включает в себя режимы редактирования (занесения данных) и поиска.
При занесении данных в ИСС каждая текстовая единица включается в систему различных описаний. Сами описания являются независимыми (несвязанными) между собой. Текст, занесенный в ИСС, имеет следующие описания (исполнитель, собиратель, место и год записи, номер единицы хранения в архиве и разновидность единицы хранения - видеокассета, аудиокассета, СД, ДВ), что позволяет в дальнейшем при поиске какого-то конкретного текста найти его по любому из описаний а также обеспечивает быстрый переход между ними.
Также существует возможность организации поиска через классификатор жанров. Программа имеет оболочку для поиска в базе данных, доступную через Internet. Проиллюстрируем, как это происходим. Возьмем рассказ о том, как банник наказывает за появление в бане поздно вечером. Текст является быличкой, поэтому мы заносим его в жанровый каталогизатор в раздел "Былички". Каждый жанр при занесении в базу подвергается также внутрижанровой классификации, в основе которой лежат научные классификации ("Указатель сюжетов быличек и бывальщин" Зиновьева, "Указатель типов, мотивов и основных элементов" Н.А. Криничной (Н.А. Криничная. "Предания Русского Севера". 1991), "Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка" и др.). Поэтому быличка о баннике заносится в рубрику, соответстующую ее сюжетному мотиву.
В настоящее время справочная система находится в стадии заполнения и содержит около 1500 записей различных жанров. ИСС используется во время занятий по фольклорной практике, которую проходят студенты факультета филологии и журналистики ПГУ. Жанровая классификация, положенная в основу программы, является авторский. Она основывается на современных научных классификациях фольклора, адаптирована к культурной традиции Архангельского региона и носит обучающий характер. Студенты знакомятся с содержанием базы. Часть студентов работает с программой и заполняет ИСС. Существует единство требований к оформлению папок с материалами фольклорной практики и созданию электронного архива ЛФ. Оформление папки происходит строго в соответствии с современными научными критериями. Для этого были изданы методические рекомендации "Систематика и оформление материалов фольклорной практики" (Архангельск, 2004).
Эдиционная работа - один из основных этапов нашей работы. Электронная форма облегчает подготовку материалов к публикации, так как благодаря ИСС тексты распределены по жанрам, районам и некоторым другим признакам, которые исследователь и каталогизатор посчитают существенными для полного описания текста. Кроме того, появилась возможность издания вместе с книгой мультимедийных компакт-дисков, которое будет осуществляться по жанрам и регионам. Предполагается издать книгу "Мифологические рассказы Архангельского региона".
В настоящее время лаборатория фольклора продолжает вести работу по переводу архивных материалов в цифровую форму.
Информационные ресурсы лаборатории были использованы на Международных Школах молодых фольклористов (2001 и 2003 гг.) и российско-финских симпозиумах (2001 и 2003 гг.), на заседании УМО по фольклористике, которое проходило на базе МГУ (2003), на Школе по собиранию и изучению фольклора для работников культуры Архангельской области (2004 г.).
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод о том, что созданный сотрудниками Лаборатории фольклора информационно-электронный ресурс позволяет перейти к созданию дистанционных курсов обучения по дисциплине "Устное народное творчество", спецкурсов и спецсеминаров по фольклорной культуре.