Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Выпуск 2: Материалы российско-финского симпозиума (Архангельск, 20–21 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 248 с.

« вернуться к содержанию

Лойтер С.М. Роль краеведов Карелии (Олонецкой губернии) в истории фольклористики

Известно, какое место в истории русской фольклористики занимает фольклор, записанный на территории Карелии (бывшей Олонецкой губернии) в XIX–XX веках. На этом материале, по словам М.К. Азадовского, “создавалась, в сущности говоря, … русская наука о фольклоре”1, которую невозможно представить без собраний текстов П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, Е.В. Барсова, Н.Е. Ончукова, А.М. Астаховой, братьев Ю.М. и Б.М. Соколовых и многих других. Зато почти неизвестны имена краеведов-подвижников, которые первыми обратили внимание на богатую устно-поэтическую традицию Олонецкой губернии, инициировали деятельность фольклористов-ученых и параллельно вели непрерывную собирательскую работу. В первой трети XIX века фольклорное краеведение Олонецкой губернии предварило академическую фольклористику, а в последующее время оно ее дополняло и обогащало.

Привычным, многократно тиражируемым было представление о том, что у истоков фольклористики Карелии стояли ссыльные2. Действительно, и Федор Глинка, и Святослав Раевский, и петрашевец Александр Баласогло – люди гуманитарно образованные – сразу же обратились либо в своем творчестве, либо в служебных делах к главному духовному богатству Олонецкого края – его народной традиционной культуре.

Огромную роль в развитии краеведческого движения сыграла начавшая выходить в 1838 г. в Петрозаводске газета “Олонецкие губернские ведомости”(ОГВ), редактором неофициального отдела которой стал С.А. Раевский, друг М.Ю. Лермонтова, сосланный за распространение его стихотворения “На смерть поэта”. В Прибавлениях к ОГВ за 1838 г. (№ 12, 13, 19, 21) он опубликовал свою статью “О простонародной литературе. О собирании русских народных песен, стихов, пословиц и т.д.”3 С этого времени печатание фоль-клорных записей, рассказов о носителях народной словесности стало традицией. В 1847 г., уже спустя много лет после отъезда С.А. Раевского, газета вновь обратилась к своим читателям с просьбой собирать и присылать “народные обычаи, сказки, песни, преданья, поверья, суеверия, приметы, пословицы, поговорки, загадки” и приложила к обращению Программу собирательства4. Как показывает вся дальнейшая история ОГВ, главными корреспондентами и авторами публикаций этого рода были учителя Олонецкой губернии. Они же становились редакторами неофициального отдела газеты.

Важную роль в обращении учителей к фольклору сыграл директор (с 1852 по 1864 гг.) Петрозаводской губернской гимназии Федор Никитич Фортунатов. Знаток и большой почитатель народной поэзии, он сделал использование краеведческих материалов в преподавании главным направлением деятельности вверенного ему учебного заведения. Благодаря Ф.Н. Фортунатову гимназия собирала в своих стенах учителей-краеведов5.

Один из первых среди них – Федор Иванович Дозе, “старший учитель русской словесности” (он же “рассматривающий неофициальную часть” ОГВ). На службу в Олонецкую губернию его пригласил Ф.Н. Фортунатов, который знал Ф.И. Дозе по совместной учебе в Вологодской гимназии и Санкт-Петербургском университете и вполне мог на него положиться. Не буду подробно останавливаться на фольклористической деятельности Ф.И. Дозе6, приведу лишь слова редактора второго издания “Песен, собранных П.Н. Рыбниковым” А.Е. Грузинского: “Дозе принес неоценимую пользу, натолкнув других на труд. Дозе, а не П.Н. Рыбников, пробудил дремавшую Олонецкую губернию”7.

Особого разговора заслуживает краеведческая и фольклористическая деятельность Константина Михайловича Петрова (1836–1898). Уроже- нец Лодейного Поля (которое входило тогда в Олонецкую губернию), он в 1855 году окончил Петрозаводскую губернскую гимназию, когда ее директором был Ф.Н. Фортунатов, а учителем русской словесности Ф.И. Дозе. О нем К.М. Петров позднее писал: “Дозе любил свой предмет преподавания, любил учеников своих и многих из них направил на путь изучения края во многих отношениях”8. Начав учительствовать в Вытегорском училище (1855–1860), К.М. Петров сразу же обратился к краеведению. Его первая краеведческая публикация “Список местных слов Олонецкого края, не вошедших в областной словарь АН” появилась в ОГВ в 1856 г., за ней последовал целый ряд материалов по этнографии и истории Вытегорского края9. В 1861 г. К.М. Петров приглашен Ф.Н. Фортунатовым в Олонецкую губернскую гимназию учителем русского языка, где с отъездом Ф.И. Дозе краеведческое направление в обучении гимназистов было ослаблено. Позднее он стал преподавателем русского языка и в Мариинской женской гимназии Петрозаводска.

Учитель русского языка и истории мужской и женской гимназий, действительный член Олонецкого губернского статистического комитета, К.М. Петров становится постоянным автором ОГВ, где публикуются его фольклористические и этнографические материалы. Он занимается краеведческой библиографией, становится летописцем и библиографом газеты ОГВ, создав Указатели к ней за 1838–1880 гг. (Петрозаводск, 1871; 1876; 1880). Параллельно его статьи печатают “Памятные книжки Олонецкой губернии”, Писцовая книжка, “Олонецкие сборники”. Отдельным изданием выходит книга по родиноведению, допущенная в качестве пособия для учителей и учеников Олонецкой гимназии, – “Краткое описание Олонецкой губернии” (Петрозаводск, 1887). Статьи и материалы К.М. Петрова издают столичные журналы – “Северный вестник”, “Сын Отечества”, “Луч” (А.О. Ишимовой), “Учитель”; газета “Русский дневник” (П.И. Мельникова-Печерского). К.М. Петров – “выдающийся краевед”10, “всецело принадлежащий Олонецкой губернии”, автор более 50 работ в разных сферах краеведения – отмечен в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона11.

Остановлюсь только на деятельности К.М. Петрова-фольклориста, поскольку она не была предметом специального рассмотрения. Один из первых олонецких краеведов, в переломный для истории России период 1860–1870-х гг. он ощутил обостренный интерес русского общества к современному состоянию народа, его роли в истории и обратился к народной исторической и несказочной прозе. Его записи и публикации “Народных преданий Олонецкой губернии” стоят у истоков изучения этого жанра русского фольклора12. В одной из них – “Панское озеро” – развивается “сусанинская” тема: крестьянин, “имени которого не помнят”, завел польских панов в место, получившее название “Панское” (1860, № 1). В других выясняется происхождение названий Валдиевский приход, поселение Конырево, Таратайки, Залазные, деревня Козаринская (1863, № 50). К.М. Петрову принадлежат этнографические материалы, содержащие записи мифологических рассказов (о черте, мертвецах, кикиморе, колдунах) и заговоров, включенные впоследствии в научные сборники13.

В эти же годы ОГВ публикуют записанные К.М. Петровым “Заплачки и причитания”, “Похоронки и поминки”, “Болезни простого народа”, “Присловья Олонецкой губернии”14. Описывая похороны и приводя заплачки (дочери по отцу, сестры по брату, матери по дочери и сыну), Петров высказывает целый ряд важных наблюдений, касающихся импровизационного характера причитаний. Он определяет причитания как жанр исключительно женской поэзии: “Замечательно, что нет ни одного причитанья, в котором действующим лицом был бы мужчина; причитания можно назвать видом народной поэзии, развиваемым исключительно женщинами <…> народ наш любит повторять и передает из рода в род эти минутные создания народного женского гения”15. Интересно, что именно К.М. Петров обратил внимание Е.В. Барсова на причитания, ставшие для него в дальнейшем главным жанром16.

В очень плодотворном для К.М. Петрова 1863 г. ОГВ помещают записанную им в Вытегре коллекцию загадок – 62 текста с отгадками. В небольшом введении лапидарно и одновременно точно сказано об этих “устных памятниках родного слова”: “Это первобытная естественная философия народа, заманчивая по своей простоте…”17 Значение этой публикации позволяет оценить вышедший в 1876 г. и ставший классическим в нашей фольклористике сборник Д.Н. Садовникова “Загадки русского народа”. В предисловии к первому изданию Д.Н. Садовников, характеризуя географию сборника, вобравшего в себя загадки из 25 губерний, перечисляет материалы, которыми он пользовался как составитель. Среди них ОГВ за 1863 г. Поскольку каждый текст в собрании Д.Н. Садовникова регионально обозначен, легко определить, что 51 текст – из коллекции К.М. Петрова.

Одно из “открытий” К.М. Петрова связано с детским фольклором. Это его публикация “Детские игры в Олонецкой губернии” в журнале “Учитель”18. Сохранилась ее авторизованная рукопись, написанная четким, как тогда принято было, учительским почерком: на 22 страницах содержится небольшая преамбула и затем описание 20 игр, за которыми следует: “Записал учитель К. Петров. 1863. г. Петрозаводск”19. В уже упомянутом предварении к играм Петров объясняет побудительные мотивы своего обращения к детскому фольклору: “В № 24 журнала “Учитель” за 1861 год была помещена статья д-ра Гейфельдера о детских играх. В ней автор рассказал о том, какое значение имеют эти игры для воспитателей и воспитания, и коснулся отчасти их происхождения. Эта, надо сказать, передовая статья в нашей педагогической литературе о детских играх вызывает невольно на то, чтобы и другие обратили внимание на забавы детей. Желая быть сколько-нибудь полезным в общем деле, я представляю несколько игр, записанных в городе Петрозаводске, а со временем надеюсь дополнить этот сборник”20. Представляя творческую натуру К.М. Петрова, легко понять, почему он, молодой учитель, имеющий каждодневно перед собой детскую аудиторию, а следовательно, и армию рассказчиков, не мог остаться безучастным к началу изучения детского быта и фольклора в России. В 1880–1890-е гг. ОГВ дают целую серию публикаций записей детского фольклора: учителей Д.И. Лебедева, П.И. Певина, а также известного этнографа, лингвиста уроженца Олонецкой губернии Г.И. Куликовского “Детские игры в Обонежье, Петрозаводском уезде и в других местах Олонецкой губернии”21. Тогда в первом номере созданного советом Русского Географического общества (в его составе академики А.Н. Веселовский, Л.Н. Майков, А.Н. Пыпин и др.) журнала “Живая старина” печатаются “Детские игры Олонецкой губернии”, записанные К.М. Петровым22. Этой публикацией журнал отдавал дань первому собирателю детского фольклора Олонецкой губернии, стоявшего у истоков еще не получившей самостоятельности отрасли народного творчества.

Отдельная страница в деятельности К.М. Петрова-фольклориста – былиноведение, к которому он обратился не без влияния П.Н. Рыбникова. С Рыбниковым он много общался по службе в статистическом комитете. Публикация “Рахта Рагнозерский и Микула Селянинович” появилась впервые в ОГВ, затем ее поместил “Олонецкий сборник” и журнал “Старая и новая Россия”23. Описывая свои впечатления от встреч на Водлозере в Пудожском уезде со сказителями Алексеем Ивановым и Тимофеем Брызгуновым (они не были известны ни Рыбникову, ни Гильфердингу), спевшими былины про Соловья Будимировича и Илью Муромца и Соловья Разбойника, К.М. Петров заключает: “Я только в первый раз оценил всю прелесть былины, чарующее действие ее напева, красоту и неподдельность ее… Время и обстоятельства мне не позволили записать” сразу24. Зато, проезжая через Рагнозеро и “припомнив” былину о Рахте Рагнозерском, записанную А.Ф. Гильфердингом на Пудожье от П.А. Калинина25, он сказал об этом своему ямщику Иванову и тем вызвал в его памяти слышанное “от своего деда” предание о Рахте Рагнозерском, которое и записал. Заканчивается эта часть публикации К.М. Петрова очень важным выводом: “Надо заметить, что Рахта Рагнозерский – единственный местный богатырь, о котором сложились былины”26.

Немаловажное обстоятельство: названные записи (А.Ф. Гильфердинга и К.М. Петрова) – единственные, оставшиеся от XIX века. Все последующие принадлежат веку ХХ27. Записи о Рахте Рагнозерском К.М. Петрова исследователь эпоса, академик, председатель Русского Географического Общества Л.Н. Майков нашел ценными для суждений о позднем происхождении былины, в которой, по его мнению, “возведение физической силы в идеал объясняется местными условиями”. Об этом он писал в статье, явившейся откликом на публикацию К.М. Петрова – “представителя тех новых деятельных сил”, что продолжают дело известных собирателей. “Между тем как П.Н. Рыбников, открывший там (в Олонецкой губернии. – С.Л.) драгоценный родник народного творчества, и Е.В. Барсов, также немало потрудившийся над собиранием его памятников, покинули Заонежье, а А.Ф. Гильфердинг сошел в могилу <…> нашелся еще один почтенный местный деятель, который обратил внимание на тот же предмет. Мы го-ворим о К.М. Петрове”28. Как указывает Т.Г. Иванова, записи былин К.М. Петрова и пересланные им записи учителя К. Маклионова из Вытегорского уезда Олонецкой губернии Л.Н. Майков сделал предметом своей статьи и публикации в “Русском филологическом вестнике” (Варшава, 1885)29.

Остановлюсь на еще одной замечательной личности в фольклорном краеведении Олонецкой губернии конца XIX – начала ХХ века – учителе словесности Петрозаводской Мариинской гимназии Павле Тимофеевиче Виноградове, сыгравшем огромную роль в судьбе двух выдающихся сказителей – Ирины Федосовой и Ивана Трофимовича Рябинина, представителя второго поколения знаменитой династии Рябининых30. Местная хроника ОГВ позволяет представить, какое место в преподавании словесности П.Т. Виноградов отводил фольклору. Он ввел в практику приглашение сказителей в гимназию. В своей заметке “Пение былин в мужской и женской гимназиях” П.Т. Виноградов рассказывает о том, что 12 марта 1892 г. ему, как он пишет, “преподавателю словесности мужской и женской гимназии удалось доставить ученикам и ученицам возможность послушать певца былин. В обеих гимназиях пел былины крестьянин Петрозаводского уезда деревни Гарницы Иван Трофимович Рябинин”31. “Выдающимся” назван публичный акт в зале мужской губернской гимназии 18 августа 1894 г., когда после традиционного отчета директора за 1893/1894 учебный год и выступления хора И.Т. Рябинин пропел былину “Добрыня и Змей”, а “преподаватель гимназии П.Т. Виноградов произнес речь, служившую предисловием к былине”32.

В 1894 г. произошла встреча П.Т. Виноградова с И.А. Федосовой. Это событие исследователь творчества И.А. Федосовой К.В. Чистов считает не менее знаменательным, чем встречу ее с Е.В. Барсовым33. Благодаря П.Т. Виноградову к И.А. Федосовой пришла настоящая слава. Начались ее выступления в Петрозаводске, Петербурге, Москве, Казани, на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Их неизменным организатором, сопровождающим и предваряющим вступительным словом появление И.А. Федосовой на сцене был П.Т. Виноградов. Сообщая об очередном выступлении И.А. Федосовой, ОГВ писали: “Нельзя не упомянуть о том, что Федосова сделалась известною в России благодаря П.Т. Виноградову. Если бы Павел Тимофеевич Виноградов не принял участия в судьбе Федосовой, то она, наверное, осталась бы безвестною для образованного мира и окончила бы свою незавидную жизнь в нужде, как и многие талантливые люди, которых судьба не балует”34. Г.И. Куликовский в статье “Олонецкая народная поэтесса Ирина Федосова в Москве”, передавая свои впечатления от выступления вопленицы в Политехническом музее, цитирует речь академика В.Ф. Миллера, открывавшего заседание этнографического отделения Географического общества и не преминувшего отметить, чем “мы обязаны Виноградову”35.

Не менее значительна деятельность П.Т. Виноградова, связанная с И.Т. Рябининым. “Чтобы возбудить интерес к русской эпической поэзии и познакомить с одним из лучших хранителей былинной традиции Олонецкого края”, сделавшимся “российской знаменитостью”36, Виноградов предпринял целую череду поездок с Рябининым: сначала в Петербург (в 1893 г. по приглашению Географического общества; две в марте 1902 г., когда И.Т. Рябинин выступал в Мраморном зале Зимнего дворца); в 1894 г. в Москву, когда профессора консерватории записывали напевы былин, а сам рапсод был назван “лучшим сказителем нашего времени” и удостоен бронзовой медали; в 1902 г. в Одессу и Киев. Уже после отъезда из Петрозаводска П.Т. Виноградов написал книгу “Сказитель И.Т. Рябинин и моя с ним поездка”37. Это книга – хроника зарубежных выступлений Рябинина и одновременно книга-очерк о Рябинине-сказителе и человеке.

Говоря о вкладе П.Т. Виноградова в фольклористику, необходимо отметить, что он был одним из тех, кто ввел в традицию публичные выступления сказителей. Благодаря ему И.А. Федосову и И.Т. Рябинина узнали писатели, композиторы, музыканты, сделавшие от них записи текстов и напевов.

Не касаюсь собирательской деятельности П.Т. Виноградова, хотя есть косвенные свидетельства о том, что, объезжая Заонежье, он сам записывал былины и поощрял к этому местных учителей (“беседовал с учителями и возбуждал интерес к народному творчеству”, – вспоминал кузарандский учитель Ф.И. Прохоров38). Записи Виноградова не были опубликованы, а след их исчез. Однако эта деятельность нашла отклик в работе учителей Заонежья, для которых собирание фольклора стало уважаемым и достойным занятием.

Фигур такого масштаба, как К.М. Петров и П.Т. Виноградов, фольклорное краеведение XIX века в Олонецкой губернии не знает. Судьба же фольклорного краеведения Карелии в ХХ веке, с которым связана деятельность нескольких сельских подвижников, – особая и преимущественно трагическая страница.

Условные сокращения

Архив Кар НЦ РАН – архив Карельского Научного Центра РАН.
ОГВ – Олонецкие губернские ведомости.

Примечания

1 Азадовский М.К. Материалы 1 съезда писателей К-ФССР // На рубеже (ж.). Петрозаводск. 1941. № 1–2. С. 56–58.

2 Базанов В.Г. Народная словесность Карелии. Петрозаводск, 1947; Базанов В.Г. Поэзия русского Севера. Петрозаводск, 1981.

3 Раевский С. О простонародной литературе // ОГВ. 1838. 8 окт., № 40. Прибавление. № 12. С. 82–83; 15 окт., № 41. Прибавление. № 13. С. 87– 89; 26 нояб., № 47. Прибавление. № 19. С. 113–116; 17 дек., № 50. Прибавление. № 21. С. 121–122.

4 ОГВ. 1847. 19 июня.

5 О Ф.Н. Фортунатове имеется большая литература. Назову последние публикации: Кошелев В. Вологодские давности: Литературно-краеведческие давности. – Архангельск, 1985; Пашков А.М. Фортунатов и изучение краеведения в учебных заведениях Олонецкой губернии во второй половине XIX в. // Традиция образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 54–56.

6 Ей посвящена работа: Лойтер С.М. У истоков фольклористики Карелии // Русская историческая филология. Проблемы и перспективы: Докл. Всерос. науч. конф. памяти Н.А. Мещерского. Петрозаводск, 2001. С. 395–400.

7 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Под ред. А.Е. Грузинского. М., 1909. Т. 1. С. XIV–XV.

8 Петров К.М. Провинциальные статистики и писатели // Северный вестник. 1887. № 4. С. 82–86.

9 Пашков А.М. К.М. Петров – исследователь Вытегорского края // Вытегра: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1997. С. 351–389. См. также его работу: Пашков А.М. Петров как историк Олонецкой гимназии // Север. 1993. № 6.

10 Григорьев В. Биографический словарь. Петрозаводск, 1973. С. 176.

11 Энциклопедический словарь / Сост. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. СПб., 1898. Т. 23. С. 462.

12 ОГВ. 1860. № 1, 2, 27, 28; 1863. № 50.

13 ОГВ. 1861. № 11, 12, 28; 1863. № 13–16, 29, 33, 48–49. См.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион / Подгот. текстов, вступ. ст., примеч. Н.А. Криничной. Л., 1978. № 115; Русские заговоры Карелии / Сост., вступ. ст., примеч. Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000.

14 ОГВ. 1863. № 3, 4, 15, 16, 33, 48, 49.

15 ОГВ. 1863. № 6.

16 Е.В. Барсов до встречи с Ириной Федосовой (1867) записывал и публиковал разные жанры фольклора.

17 ОГВ. 1881. №71; 1888. № 73, 74; 1891. № 85.

18 Учитель. 1863. № 5, 8, 15, 16, 22.

19 Архив Кар НЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Колл. 63. Ед. хр. 25.

20 Там же.

21 ОГВ. 1881. № 71; 1888. № 73, 74; 1891. № 85.

22 Живая старина. Вып. 1. СПб., 1890. Отд. IV. С. 1–9.

23 ОГВ. 1875. № 81; Олонецкий сборник. Вып. 1. Отд. II. Петрозаводск, 1875–1876; Старая и новая Россия. 1876. № 6.

24 ОГВ. 1875. № 81.

25 Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года: В 3 т. – М.; Л., 1949. Т. 1. № 11.

26 ОГВ. 1875. № 81. С. 908.

27 Онежские былины: Летописи / Подгот. текста и примеч. В.И. Чичерова; Подбор. былин и науч. ред. Ю.М. Соколова. Л., 1948. № 32, 194, 197, 202; Былины Пудожского края / Подгот. текста и примеч. Г.Н. Париловой, А.Д. Соймонова. Петрозаводск, 1941. № 41, 42; Чистов К.В. Былина “Рахта Рагнозерский” и предание о Рахкое из Рагнозера // Славянская филология. М., 1958. Т. III. С. 358–388; Смирнов Ю.И. Предание о Рахте Рагнозерском (АА97) по новым данным // Русский фольклор. Вып. XIII. Л., 1972. С. 40–53.

28 Майков Л. Новыя данныя русского эпоса из Заонежья // ОГВ. 1876. № 10; Олонецкий сборник. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 3–10.

29 Иванова Т.Г. “Малые” очаги севернорусской былинной традиции: Исслед. и тексты. СПб., 2001. С. 114, 150.

30 К сожалению, имеющиеся в моем распоряжении материалы не содержат никаких биографических сведений. Известно лишь, что умер П.Т. Виноградов в годы Гражданской войны в Ростове-на-Дону.

31 ОГВ. 1892. № 22.

32 ОГВ. 1894. № 64.

33 Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. Петрозаводск, 1980. С. 48–58; Чис- тов К.В. Воспоминания о воспоминаниях // Живая старина. 1999. № 4. С. 36–38.

34 ОГВ. 1896. № 18.

35 ОГВ. 1896. № 4.

36 ОГВ. 1894. № 64.

37 Виноградов П.Т. Сказитель И.Т. Рябинин и моя с ним поездка. Томск, 1906. 24 с.

38 Воспоминания об И.А. Федосовой учителя Ф.И. Прохорова см.: Чистов К.В. Народная поэтесса И.А. Федосова. Петрозаводск, 1955. С. 362.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет