Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология: Материалы V Международной школы молодого фольклориста (6 – 8 июня 2001 года) / Отв. ред. Н.В. Дранникова. – 2002. – 168 с. Кляус В.Л. (Москва) К методике видеофиксации фольклора Практически с момента появления кино этнографы и фольклористы стали использовать киноаппараты для фиксации народной культуры. Не вдаваясь в историю вопроса, которая хорошо освещена в книгах[i], укажем, что уже в 20 – 30?е годы как в СССР, так и в мире осуществлялись крупномасштабные проекты киносъемок жизни и обычаев коренных народов. Эти материалы представляют интерес как первые мультимедийные фиксации народных традиций, в первую очередь, обрядов и обычаев. Заметим, что в их реализации участвовали выдающиеся исследователи. Так, съемки удэгейских шаманов на Дальнем Востоке проходили при участии В.К.Арсеньева. К сожалению, не все эти материалы сохранились до наших дней. О некоторых кинолентах известны лишь их названия. Какие-то, возможно, еще ждут своего исследователя. Так, относительно недавно В.М.Магидовым была обнаружена кинолента об эвенках Приамурья, снятая в 30?х годах. В первых, немых, кинолентах объектом киносъемок являлись бытовая жизнь и обрядность. Появление звукового кино позволило фиксировать и фольклорные произведения. Но, несмотря на это, этнографическое кино долгое время остается именно этнографическим – собственно фольклор является хоть и важной, но лишь его составной частью. В этом смысле название фестивалей в Пярну, проходивших в 80?е годы в СССР, – «Фольклор на экране» – было не совсем точным. Фильмы, которые представлялись на нем, носили больше этнографический, чем фольклористический характер. Появление в 80-е годы видео совершило настоящий переворот в визуальной антропологии. Собственно киношные технические средства создают определенные проблемы для съемок: дорогая стоимость качественной кинопленки, ограниченность времени записи, необходимость специального дополнительного оборудования, громоздкость хороших кинокамер, некоторый шум при их работе. Все это определяет элитарность съемочного процесса и в некотором смысле постановочность самих съемок. Видео многие указанные качества кино не имеет. Оно оперативно, мобильно позволяет вести съемки «здесь и сейчас», двадцать четыре часа в сутки, относительно недорогое, просто в обращении и массово. Правда, как верно отмечали в недавнем прошлом кинокритики, видеозапись часто не имеет художественного качества кинозаписи. Сегодня с появлением нового поколения профессиональных видеокамер и новой генерации операторов, использующих в своей работе видеотехнику, это стало преодолеваться. В России среди исследователей традиционной культуры массовое распространение видеокамера получила в конце 80-х годов, когда фольклористы и этнографы, не подготовленные в кинооператорском и режиссерском отношении, получили возможность взять в руки видеокамеру и использовать ее в полевой работе. Кстати, именно с этого периода, с начала 90?х годов, в Москве в Институте культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева проводятся международные семинары по визуальной антропологии, последний из которых состоялся в ноябре прошлого года[ii]. Сейчас редкая экспедиция проходит без использования видеотехники. Вместе с тем видеофиксация фольклора, обрядов и обычаев имеет свои методологические и методические проблемы. Два важных вопроса встают перед исследователями, отправляющимися в поле (кроме того, что снимать) – это на что снимать и зачем снимать, то есть для чего будут использоваться видеоматериалы. Здесь необходимо осознавать следующее, что профессиональная видеоаппаратура и монтажная компьютерная станция стоят дорого. Учитывая сегодняшние финансовые возможности учебных и научных учреждений, не все из них могут позволить себе приобрести даже бытовую видеокамеру, то есть телевизионных и экранных фильмов сами исследователи снять не смогут, как бы им этого не хотелось сделать. Такая работа требует особых материальных и технических затрат. Хотя, конечно, можно договориться с телевизионщиками и попросить их участвовать в экспедиции. Здесь их нужно убедить в уникальности предполагаемого снимаемого материала. Но, как показывает опыт, большинство теле? и кинооператоров снимают не так, как необходимо исследователю. Иными словами, фольклорист и этнограф должны понимать, что итоги их полевой работы с видеокамерой в очень редких случаях могут заканчиваться собственно фильмами. Казалось бы, факт печальный, но тем не менее даже обыкновенная бытовая VHS камера в руках чуткого исследователя, оказавшегося в нужное время и в нужном месте, позволяет не просто зафиксировать уникальные явления народной культуры, но создавать беспрецедентную фактологическую базу по их изучению. В отличие от простого наблюдения или аудиозаписи видео позволяет зафиксировать такие элементы исполнения и бытования фольклора, которые в момент записи не замечаются, а выявляются в процессе последующих просмотров. Исследовательские видеоматериалы могут стать подспорьем для написания статей и монографий[iii], а главное, могут быть использованы в учебных видеофильмах и электронных публикациях. Фольклор, как явление словесного искусства, бытует в сложном социальном, этнографическом и обрядовом контекстах. Причем каждый жанр имеет свой контекстуальный характер. Именно поэтому видеосъемка различных жанров имеет свою специфику. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Как показывает опыт, видеофиксации сказок, а также других прозаических жанров (легенд, преданий) исследователи делают в основном с какой-то одной точки. Это определяется, конечно же, статикой исполнителя. При такой записи важно, чтобы исполнитель почти полностью находился в кадре, что позволяет фиксировать и разбирать в дальнейшем не только сам текст сказки, язык исполнителя, но и его мимику, и жесты. О том, что жестикуляция сказочников представляет важный исполнительский прием и может быть отдельным предметом изучения, показали работы Адлейбы[iv]. Если же сказка исполняется перед аудиторией, причем аудиторией традиционной для сказочника, то видеокамера должна быть установлена таким образом, чтобы в кадре находились и слушатели. Это необходимо для фиксации их реакции на рассказ. Исполнение необрядовой лирики обычно также происходит в статике. Видеозапись здесь позволяет зафиксировать живую реакцию «песельников» и их слушателей на звучащую песню. Главное, чтобы движение камеры носило осмысленный характер. Распространенной ошибкой здесь является то, что, когда сеанс записи продолжается достаточно долго и песни длятся по пять – десять минут, снимающий человек начинает водить камерой просто от скуки. Этого нужно обязательно избегать. Скучающая камера безвозвратно портит видеоматериал. Исполнение плясовых, хороводных, игровых песен в аутентичных условиях часто сопровождается танцем и игрой. В этом случае важно зафиксировать особенности хореографии пляски – движения рук, ног, корпуса исполнителей и пр. Еще один жанр, на котором хотелось бы остановиться, – это заговорный фольклор. В отличие от сказок или песен, когда исполнители охотно соглашаются снимать «кино», видеосъемка заговоров в реальном заговорно-заклинательном акте представляет значительную трудность. Сакральный характер этого вида фольклора часто обуславливает запрет на его съемку. Тем не менее необходимо стремиться записывать заговоры именно в ситуациях их реального исполнения, когда человек, произносящий текст и выполняющий при этом определенные обрядовые действия, был бы уверен, что это он делает не для демонстрации, а для известных ему магических целей. Здесь, конечно, очень много зависит от контакта собирателя с исполнителем, его коммуникабельности и способности убеждать. Есть и некоторые хитрости. К примеру, работая в деревне, при выходе на улицу мы всегда держим камеру на виду и наготове, тем самым создавая впечатление, что мы и камера – это единое и нерасторжимое целое. Здесь, конечно, имеет значение размер камеры: чем она компактнее, тем лучше для работы. Красный глазок видеокамеры, который показывает, началась ли запись, полностью заклеен, чтобы исполнитель не знал, в какой момент пошла съемка и идет ли она вообще. Все это позволяет делать видеофиксации реальных заговорно-заклинательных актов даже в тех случаях, когда формально этого делать нельзя. Примечания * ?aaioa auiieiaia i?e oeiainiaie iiaaa??ea ?AIO (проект ? 01-04-00218a). [i] Рокитяский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. – М., 2000; Хайдер К. Этнографическое кино. – М., 2000. [ii] Кляус В.Л. Семинар по визуальной антропологии // Живая старина. – 2001. – № 4 (в печати). [iii] Кляус В.Л. Движение людей/движение предметов в забайкальском святочном обряде заваливания ворот // Концепт движения в языке и культуре. – М., 1996. – С. 271–283. [iv] Адлейба Д.Я. Устные стилевые основы сказки (Опыт экспериментального исследования на абхазском материале). – Сухуми, 1991; Адлейба Д.Я. Поэтико-композиционная и стилевая система сказки в комплексном освещении. – М., 2000. |
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|