Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Выпуск 2 : Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22 – 24 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – 2004. – 222 с. Михейченко Н.А. Опыт систематизации материалов по великочетверговой обрядности (Вятские собрания ФА СыктГУ) В рамках славянского календаря ритуально-мифологический комплекс Великого поста представляет исключительный интерес. По мнению Т.А. Агапкиной, лишь на первый взгляд этот период производит впечатление "паузы", на самом же деле Великий пост чрезвычайно насыщен ритуальными практиками, верованиями, регламентациями и запретами, имеющими протяженную календарную приуроченность. Для обрядов великопостного цикла характерно наличие большого количества ритуалов пограничного типа и инициальных магических практик (то есть тех, которые традиционно связывают с так называемой "магией первого дня")1. Особенно выделяется в этом смысле Великий четверг. Следует отметить, что большинство работ по весенней обрядности отдельных славянских народов имеет преимущественно описательно-систематизирующий характер. Основное внимание в них обычно уделяется наиболее заметным весенним праздникам и обычаям. Ритуалы Великого четверга, несмотря на свое многообразие и достаточно широкую распространенность, так и не стали предметом специального изучения. Великий четверг как сакрально отмеченная точка народного календаря упоминается во многих работах собирателей и исследователей русского фольклора, но рассматривается не как отдельное явление, а лишь в связи с другими ритуальными комплексами. В настоящей статье представлены результаты систематизации материалов по Великому четвергу, собранных начиная с 1990 г. в ходе экспедиций Сыктывкарского государственного университета в Юрьянский, Нагорский, Мурашинский, Опаринский, Подосиновский, Лузский р-ны Кировской обл. и Прилузский р-н Республики Коми и хранящихся в Фольклорном архиве (далее - ФА) Сыктывкарского государственного университета (Сыкт. ГУ)2. Великий (Чистый, Большой) четверг относится к числу подвижных дат народного календаря, он приходится на Страстную неделю - последнюю перед Пасхой. В народной традиции с Чистым четвергом связаны разнообразные обряды и обычаи, по преимуществу профилактического, очистительного и предупредительного характера. Систематизация магических действий Великого четверга представляет собой достаточно сложную проблему. Поскольку само понятие "магическое действие" подразумевает единство явлений различных уровней: акционального, вербального, предметного и пространственно-временного3, магическое действие состоит из собственно актов, сопровождающих их текстов, специальных предметов. Функционирование магических действий регламентируется временем и местом проведения ритуала. Именно эта разноуровневость ритуала, необходимость учета всех составляющих его элементов создает определенную проблему при классификации магических действий Великого четверга. Поскольку ритуальные акты в целом служат достижению какой-либо цели (то есть они используются с целью обеспечения здоровья, благополучия и т.д.), главным критерием для объединения магических действий в конкретные группы стала их целевая установка. В результате исследуемый материал - более 100 ед. записи - был разделен на шесть основных групп. I. Действия, направленные на улучшение благосостояния, созидание благополучия в доме (данная группа магических действий является наиболее многочисленной, поэтому в ней выделен целый ряд подгрупп, см. табл.). Внутри групп (четыре из них представлены в табл., за пределами которой остались действия колдунов и гадания) критерием систематизации действий являются средства, с помощью которых совершается попытка достигнуть желаемою результата. Кроме того, в табл. отражены такие характеристики магических действий, как время, место, предметы, наличие или отсутствие вербальных текстов в экспедиционных записях. Важное значение в обрядах Великого четверга имеет соответствие времени и места их проведения. Оно регламентировалось традицией и выделяло обрядовую ситуацию в обыденном течении жизни. Особым временем для совершения магических действий Великого четверга является раннее утро, время "до солнышка", которое характеризуется как пограничное между ночью и началом дня. Большинство ритуальных действий Чистого четверга осуществлялось именно в этот промежуток времени (ходили за водой или вереском, умывались, считали деньги и т.д.). Пространство в данном обрядовом цикле можно разделить на жилое и нежилое. К нежилому пространству относятся баня, огород, лес, река. Последние входят в зону "чужого" пространства, их значимой характеристикой является удаленность от жилья человека, поэтому там совершаются магические действия, направленные на избавление от чего-либо (например, в лес уносят тараканов и клопов). С огородом связаны плодоносные силы, поэтому совершаемые здесь действия направлены на будущий урожай. Сакрально отмеченные части жилого пространства - дома и подворья - имели значение в системе переходных обрядов, в частности свадебного, поэтому на Великий четверг у ворот на крыльце совершались магические действия с целью привлечения, "привораживания" женихов (открывание ворот, вынос полотенца на крыльцо и т.д.). Таким образом, пространственно-временное деление окружающего мира в рамках велико-четверговой обрядности было призвано усилить магический эффект, достигаемый ритуальными действиями, и сконцентрировать силу воздействия на будущее. В сакрально отмеченные даты народного календаря возрастает сила не только магического действия - магическую силу приобретают и целый ряд предметов в доме и вне его. Среди предметов, наиболее часто используемых в магических практиках Великого четверга, выделяются следующие: серебро (серебряные монеты), различная посуда, камень, нитка (пряжа), человеческий волос и др. Почти все магические действия Великого четверга сопровождались словесными формулами, которые либо поясняли (комментировали) и дополняли магическое действие, либо сами представляли собой магический акт. Слово в традиционной культуре отождествлялось с делом, органически сливалось с действием, поясняло и закрепляло его, и наоборот, действия, которые включались в ритуал, должны были усиливать магическую роль слова. В изученных нами собраниях тексты Великого четверга представлены следующими жанрами: приговор, ритуальный диалог, заговор, заклинание с элементами заговора4. Рассмотренный материал позволил выделить еще два вида заклинаний: "заклинания типа констатации факта" и "комментирующие заклинания". Первый сопровождает магические действия, имеющие характер имитации, второй связан с действием и комментирует его. Самое широкое распространение в комплексе действий Великого четверга получили заклинания типа "сопоставления-уподобления", наименее употребляемыми оказались заговоры. Мы не останавливаемся подробно на анализе словесной части обрядов Великого четверга, поскольку этот вопрос нуждается в специальном исследовании. Представленный указатель является результатом систематизации сведений об акциональном, предметном и пространственно-временном уровнях магического действия. Магические действия Великого четверга
|
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|