Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Выпуск 2 : Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22 – 24 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – 2004. – 222 с. Чухина А.А. Локальные варианты заключительного этапа свадебного обряда Русского Севера (конец XIX - начала XX вв.) Под Русским Севером условно понимается Архангельская земля - те районы, которые в рассматриваемый исторический период были связаны с губернским городом Архангельском. Источниковедческую базу предлагаемой статьи составили архивные материалы из Фольклорного фонда Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН, Лаборатории фольклора Поморского университета, а также публикации периодических и специальных изданий конца XIX - начала XX вв. Свадебный ритуал варьировался в разных социальных и территориальных средах. Это приводило к созданию множества локальных вариантов, но структура самого обряда оставалась неизменной и выглядела следующим образом: 1) предсвадебный цикл, 2) свадьба, 3) послесвадебный период. В данной статье предметом рассмотрения является послесвадебный период. Он включал следующие акты: бужение молодых, ритуальную баню, блинный стол, отгащивание у родни невесты - хлебины. Послебрачная группа обрядов повсеместно начиналась бужением молодых. Чаще всего их будили сватья, дружка, свекровь или какая-либо родственница молодой. Для Пинежской традиции был характерен следующий цикл обрядов послесвадебного периода. Утром молодая дарила мужу нижнее белье и пояс. Дружки (шафера) топили шутову баню - баню в действительности не топили, а только напускали дым и приносили холодную воду. Затем на санях и на бороне при всеобщем веселье подтаскивали к бане сначала родителей жениха, а потом самих молодых. Дома молодая обязательно должна была поцеловать отца и мать жениха, лежащих на полу и имитировавших, что угорели в бане2, затем их поднять. Затем следовал этап ритуального приобщения молодой к хозяйству, который также сопровождался смеховыми действиями. На пол рассыпали перья, а молодая должна была их вымести. Она могла нанять сестру мужа за платок и тарелку гостинцев, чтобы та помогла ей . Далее был байный стол, сопровождавшийся криками "горько" и расшиванием ковриги - хлебника или байника, которую сначала прятали от дружек. Еще одна примечательная деталь, зафиксированная в пинежской традиции - это приход ряженых во время байного стола . Подобный порядок проведения заключительного этапа свадебного обряда характерен и для кулойской традиции (совпадение основных этапов). Однако здесь был зафиксирован обряд, не имеющий аналогов на Пинеге - колотить кашу: посторонние люди во время баянного стола стучали палками по наружной стене дома, а также стреляли из ружей5. Из дома им выносили вино и кашу. Заключительный этап свадебного обряда в Мезени начинался приходом крестной матери невесты, которая приносила блины и будила молодых. В это время били посуду, показывая, что невеста была девственницей. Локальное название праздничного угощения после этого - почесный стол или почесно6. Молодая обносила всех тарелкой с угощением или рюмкой вина, за что получала деньги. Ритуальная баня включала как настоящее мытье молодых, так и его имитацию. Следующее за этим столование также сопровождалось смеховыми играми: дружки воровали блины, прятали их, выкупали и т. д. Тут же расшивали баенник. Через 3-4 дня проводились хлебины, которыми и заканчивалась свадьба. Муж с женой отправлялись в гости к родителям молодой, после чего она получала окончательно приданое от своих родителей. В поморской традиции обнаруживаются сходные с пинежской и мезенской типологические черты. Будили молодых блинами от тещи. После этого молодежь била об дверь клети, где спали молодые, горшки с грязью, сажей, перьями, а молодица мела эту грязь веником, под который ей бросали деньги. Повсюду в Поморье, за редким исключением, молодым после первой брачной ночи устраивали шутову баню. После следовал блинный стол или баенный (Зимний берег), во время которого распарывали байник10. Здесь также присутствовали игровые смеховые моменты: говорили, что молодую ночью "давил баенник", тысяцкий искал конец нитки при распарывании байника. Завершающий этап свадебного ритуала в Поморье - сбор родни с обеих сторон на хлебинах или горячих11. Причем название "горячие" бытовало в деревнях устья Северной Двины. Название "горячие" как терминологическое обозначение заключительного этапа свадьбы бытовало и в Холмогорском уезде12. В данной традиции присутствовала шутова баня, которая могла выражаться аналогично вышеуказанным традициям, но были другие формы ее проведения: разводили костер у дома13. Здесь рассыпали перья, а молодая их подметала 14. В записях, относящихся к Шенкурскому уезду (району), не обнаружено упоминаний о шутовой бане. Для шенкурской традиции характерно следующее обрядовое действие на хлебинах или красном столе15: во время застолья кто-либо из присутствующих старался окунуть руку жениха в масло, которое подавалось к блинам. Аналогичный обряд зафиксирован в Виноградове ком районе (в среднем течении Северной Двины)17. Кроме того, материалы, записанные в Виноградовском районе, указывают на то, что хлебины являлись ключевым моментом свадебного обряда18. В Вельском локальном варианте обрядности на заключительном этапе свадьбы присутствовала настоящая баня молодых (аналогично шенкурскому варианту). Баня топилась проводниками - родственниками невесты, дрова выбирали без сучков, чтобы жизнь молодых была спокойная19. Молодые после бани вставали на специально постланный половик и поцелуями приветствовали всех приходящих, молодая при этом кланялась каждому в ноги. Далее следовали хлибены20 или хлибяны21. В каргрпольской свадебной традиции второй день свадьбы назывался буженье22 или будили (сведения из д. Низ Каргопольского р-на от А.К. Пачиной, 1921 г. р.). Символическое препятствие здесь преодолевала или одна молодая - выметание черепков от разбитых горшков (информация из д. Ефремове Каргопольского р-на от К.М. Павнухиной, 1926 г. р.) или вместе с мужем - ношение воды из колодца при препятствиях со стороны соседей23 . В этот день топили баню для молодых, после - столование. Через неделю - хлебины у родителей невесты. Таким образом, анализируя фактологический материал, можно выделить два типа обрядности, сопровождающей заключительный этап свадьбы. Географически их можно обозначить как северо-восточный, включающий мезенский, пинежский, кулойский, поморский и холмогорский варианты, и юго-западный - шенкурский, каргопольский, вельский и виноградовский варианты. Для северо-восточного варианта характерно бытование шутовой бани и ее доминирующее положение по сравнению с настоящей, то есть действует схема, шутова баня - затем настоящая баня. В юго-западном типе обряд шутовой бани отсутствовал. На северо-востоке (за исключением холмогорского варианта) обязательный атрибут баенного стола - байник, который затем распарывали. Материалы юго-западных уездов указывают на то, что на данной территории аналогом ему был блинный стол. Во время ритуального приобщения молодой к хозяйству в северо-восточной традиции бросали перья, в то время как на юго-западе мели черепки от горшков. Кроме того, нельзя не отметить наличие смеховых моментов рассматриваемого цикла обрядности на северо-востоке. Можно констатировать, что акценты в послесвадебном периоде в северо-восточном варианте сделаны на комплексе баенных обрядов, в юго-западном - на хлебинах или блинном столе. Примечания 1 Фольклорный фонд Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН. Кол-лекц. 12. П. 7. С. 89. 2 Там же. Л. 89. 3 Там же. Л. 90. 4 Там же. Л. 91. 5 Там же. Колл. 266. Л. 9. № 45. С. 4. 6 Топкое В. Свадебные песни и обряды г. Мезени. Казань, 1931. С. 48. 7 Шевкуленко Н. Город Мезень // Всемирный путешественник. 1873. Сентябрь. С. 356. 8 Тонкое В. Указ. соч. 9 Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XX - начале XIX вв. Л., 1983. С. 130. 10 Там же. С. 132. 11 Там же. С. 132. 12 Фольклорный архив ПГУ им М.В. Ломоносова (далее ФА ПГУ). П 371. Оп. 3. С. 8; ЕфикенкоП.С. Материалы с этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1877 С. 102 13 ФА ПГУ. П. 382. Он. 3. С 21 14 ФА ПГУ. П. 382. Оп. 3. С 20 15 Ефименко ПС. Указ. соч. С 110 16 Там же. С. 110 17 ФА ПГУ. П. 385. Оп. 3 Л 32 18 ФА ПГУ. П. 382. Оп. 3 Л 3; П. 334. Оп. 3. Л. 47. 19 Вельские свадебные обряды и приметы // Этнографический сборник. Вып. 5. 1862. С. 19. 20 Там же. С. 20 21 ФА ПГУ. П. 400. Оп. 3 Л 24 22 Материалы фольклорных экспедиций РГГУ в Каргопольский район // Живая старина. 1 995. № 2. С. 59 23 Там же. |
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|