В течение мая и июня 2011 гг. студенческой группой, работающей при Центре изучения традиционной культуры Европейского Севера Поморского университета, был проведен социально-антропологический опрос об отношении жителей города Архангельска к памятнику Степану Григорьевичу Писахову. Степа́н Григо́рьевич Писа́хов (13 (25) октября 1879, Архангельск — 3 мая 1960, Архангельск) — русский художник, писатель, этнограф, сказочник, преподаватель живописи. Многие сказки Писахова хорошо известны, например: «Не любо — не слушай», «Морожены песни», «Северно сияние», «Звездный дождь» и др.
В сентябре 2008 года в Архангельске, на пересечении улицы Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского, состоялось торжественное открытие памятника Степану Писахову (автор Сергей Сюхин). Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим, в авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника была чайка, прилетевшая, по замыслу скульптора, на запах рыбы. Чайка трижды подвергалась актам вандализма: ее сносили со шляпы Писахова и вновь возвращали на место. После очередной, третьей, кражи было принято решение чайку не восстанавливать.
В опросе приняли участие около 200 человек. Опрос проводился с помощью интернета и на улицах города. Всем опрошенным предлагалось в связи с памятником выбрать одно из мнений: «Мне нравится памятник. Он соответствует стилю и сюжету сказок Писахова» или «Мне не нравится памятник - Писахов выглядит комично».
Подавляющему большинству из опрошенных (86, 49 процентам процентам) - памятник нравится. Все ответы мы разделили на несколько групп.
Первую из них составили ответы о необходимости большего количества памятников для города. Приведем некоторые их них: «Чем больше памятников, тем лучше» (Е.Ш.); «Подобные памятники создают лицо города» (В.Д.).
«Чем больше памятников, тем лучше память. Чем лучше память, тем виднее перспективы. Чем виднее перспективы, тем осмысленней жизнь» (В.М.), «Памятники украшают город» (В.Д,) и др.
Жители Архангельска считают С.Г. Писахова символом города, поэтому видят необходимость в существовании этого памятника. По их мнению, памятник - дань уважения к писателю, что позволяет горожанам не забывать о своем известном земляке.
Горожане отмечали, что вид памятника соответствует стилистике самих сказок Писахова (Т.М.) и его манере поведения, при этом некоторые из информантов ссылаются на литературу о писателе: «Автор памятника С. Писахову Сергей Сюхин. Памятник сделан в натуральный рост Писахова - 1м 46 см. Степан Писахов писал своему другу А. К. Покровской: "Мой вид столетнего часто помогает при встрече с приезжими. Местные знают. А по сей причине (не в оговор сказать!) не знаю очередей и затруднений при "шествии по граду" - надо придерживаться патриаршего стиля. " Мистификатор по натуре, Писахов сам ещё в молодые годы создал из себя старика. Первой приметой этого образа стали усы, борода, длинные волосы. Постепенно Писахов добавил к своей внешности и такие атрибуты старости, как бормотная речь, старомодная темная одежда, старушечья кошелка и с широкими полями шляпа, которую помнит весь Архангельск." И.Б. Пономарева " "Главы из жизни Степана Писахова" (Архангельск, 2005) . (Г.П.)
«Я очень рад, что памятник Степану Писахову, наконец-то, появился. И считаю, что скульптор выбрал верный образ и поставил его на верное место. Совершенно точно было сказано выше о том, что архитектура и скульптура не только отражают, но и сохраняют ментальность города. И Архангельску в этом плане очень не повезло (как следствие - моё поколение мало что знает об истории и культуре Севера, и порой о Степане Писахове благодаря экранизации имеют более обширное представление жители других регионов. Надеюсь, что скоро появятся памятники Борису Шергину и Фёдору Абрамову (А.К.).
Еще одну группу составили ответы, в которых подчеркивалось, что комичный вид памятника приближает его к народу (А. П.).
«Писахов ближе к народу, и дополню ближе даже, чем Ломоносов, уж извините =). Родной он такой, и на постаменте ему возвышаться где-нибудь на Набережной совсем не дело. И место самое подходящее выбрано. Замечательно сейчас отреставрировали Чумбаровку (улицу Чумбарова-Лучинского), и будь моя воля, я бы там аллею памятников сделала (Н.М.).
Несколько человек отметили «уютность памятника» и его превращение в своеобразного «гениус локи».
«А мне как раз очень нравятся памятники, которые как бы почти и не памятники, а городская скульптура, с которыми можно за руку поздороваться и пр. Они оживляют пространство, как бы населяют его, становятся гениус локи, такими как бы домовыми что ли... Как раз этим меня всегда привлекают маленькие памятники и скульптуры в Европе. И Писахов мне нравится именно такой». (А.Т.)
Большую часть отрицательных ответов составил собственно не сам облик памятник, а отношение к нему некоторых жителей города.
«Неприятно видеть, когда обнимая бедного Писахова, стоит подвыпивший гражданин с бутылочкой пенного напитка и в разнообразных позах "отдает дань уважения" писателю. Культуре города..М-да» (А.З.)
«Отрицательным является то, что подвыпившая молодежь к памятнику относится, как к некой игрушке, с которой приятно поиграть, около которой приятно провести время». (Н.Х)
Всего нескольким участникам опроса не понравился внешний вид памятника, отсутствие в нем монументализма и информативности:
«Современные памятники, они какие-то странные, как поделки ремесленников, от некоторых остается ощущение убогости. А ведь раньше, помнится, были и архитектор, и художник у памятников. …Не знаю, ей Богу, ведь в былые времена (имею в виду дореволюционные) могли бы сделать памятник с массой героев писателя (так кажется), что дало бы, помимо прочего, какую-то информацию...» (А.К.)
Многие из респондентов отметили возникновение новых ритуальных практик, связанных с памятников (например, считается, что если пожать руку памятнику Степана Писахова и погладить кошку около его ног, то день будет удачным). К появлению подобных ритуалов жители города относятся положительно.
Н.В. Дранникова
Контакты: Россия, г. Архангельск,
ул. Смольный Буян, д. 7
(7-й учебный корпус САФУ),
аудит. 203 "Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера" (Лаборатория фольклора). folk@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228 и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Руководитель проектов Н.В. Дранникова