Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Выпуск 2 : Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22 – 24 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – 2004. – 222 с.

« вернуться к содержанию

Граур А. Традиционные методы гадания, связанные с лечебной магией (по полевым материалам)

Одна из важных задач исследователя народной культуры - фиксация современного состояния и степени сохранности традиционных обычаев и обрядов. В этом смысле изучение заговорной традиции представляет особый интерес.

Наблюдения за гаданиями как элементом заговорного ритуала позволяют более конкретно представить изменения, произошедшие в этой области народной магии. До сих пор изучались преимущественно гадания на суженого, приуроченные к важнейшим календарным праздникам (Рождество, Новый год). Собранный нами материал по румынским заговорам связан со специфической категорией гаданий, направленных на выявление болезни и возможности выздоровления.

Классификация гаданий, связанных с лечением, аналогична классификации гаданий под Новый год, предложенной В. Смирновым (толкования снов, зрительных образов, гадания с помощью жребиев и т.д.)2. Поскольку лечебные гадания связаны с функционированием заговорной традиции, некоторые их виды не получили широкого распространения. Кроме того, в последние годы наблюдается исчезновение многих форм, еще не так давно активно практикуемых.

Исследования показывают, что знахари, которые проводят гадание, ставя диагнозы и предсказывая судьбу, привлекают большое количество посетителей и пользуются особым авторитетом. В конце прошлого столетия в с. Валя-Колоницей, недалеко от Кишинева, жила знахарка Мария М. Куликова (70 лет), украинка по происхождению. Она гадала на картах, сливала свинец и, определяя болезнь, назначала лечение. В 1990 году я посетила эту целительницу. Хотя был субботний день, и она работала только до обеда, во дворе было много народу (по списку, который велся тут же, - более пятидесяти человек). На картах она гадала всем желающим, а свинец сливала лишь при особой необходимости. Мне не удалось услышать от нее ни одного заговора. Позднее ее сын рассказал, что у них когда-то была румынская книга с заговорами, и, видимо, по ней знахарка и выучила тексты заклинаний. В тот же день я посетила ее сестру Василину М. Гаврилицэ (68 лет), которая занималась знахарством, также переняв это искусство от матери. Иногда и к ней приходили клиенты, но большинство все-таки предпочитало обращаться к Марии Куликовой - гадалке и зна харке, известной даже за пределами республики. Столь широкую популярность ей принесло умение угадывать болезнь или порчу, находить украденную или потерянную вещь, предсказывать судьбу, грядущие события повседневной жизни.

Знахари нередко демонстрируют свои способности, "угадывая" мысли пришедших к ним людей и, соответственно, не принимают недоверчивых на сеансы. Впечатляет и умение ворожей "видеть" в воде колдунов. Французский исследователь Доминик Камю описывает разглядывание образа колдуна в воде во Франции 80-х годов XX века3. Наш материал свидетельствует, что до недавнего времени девушками практиковалось высматривание женихов в воде или в зеркале под Новый год. Умение же видеть колдуна в воде приписывалась только знахарям, жившим в далекие времена.

Существовали также способы заставить колдунов и ведьм выдать себя. Полагают, что если положить в дымоход попавшую в дом лягушку (считается, что ее послали с умыслом), то колдунья придет и попросит не мучить ее. Ведьм, лишающих коров молока, "вызывают" аналогичным методом: в цедилку для творога вонзают иглы и варят их. Думают, что в это время ведьма будет мучиться, и это заставит ее прийти и попросить пощады.

Отдельная категория заговорных текстов служит определению и выявлению болезней. Считается, что угадать причину болезни равносильно исцелению от нее. Структура таких текстов основана на перечислении видов и форм болезни.

Магические действия, с помощью которых пытаются определить причины недуга, часто сопровождаются "высматриванием" причин предполагаемой болезни по формам, которые принимают расплавленный воск, олово или свинец, вылитые в холодную воду. Этому же служит гадание на яйце4. Свежее яйцо выливают в прозрачный сосуд (стакан, банку) с водой так, чтобы желток не растекся, и по формам белка определяют причину болезни или ее предполагаемый результат. Особенно широко такой метод гадания распространен у восточных славян. Считается дурным знаком, если белок опускается на дно стакана или вода мутнеет. На севере Республики Молдова записана иная интерпретация этого гадания. По словам информантов, белок принимает форму древа жизни (stilpu vefii). Если у него три ветви, это хороший знак.

Иногда к гадалке приходят с двумя яйцами, и она предсказывает будущее по расположению белка второго яйца.

Желток яйца используется для определения места "прострела": цельный желток перекатывают рукой по спине больного - он рассыпается там, где находится болезнь.

Особая группа гаданий внутри заговорного ритуала связана с использованием огня для выявления им нейтрализации сглаза. Чтобы определить, подвергся больной сглазу или нет, в заговоренную воду бросают горящие угли. Если они шипят и опускаются на дно, считается, что больного действительно кто-то сглазил; если же угли плавают на поверхности воды, делается вывод, что это, скорее всего, другая болезнь, и заговор от сглаза не поможет.

Наличие или возможный результат порчи (ursita, frigare} определяют по виду потушенного в воде вертела (frigare - откуда и название заговора). Ярко-красный цвет и громкое шипение предвещают скорое выздоровление больного. Если же на вертеле появляются черные пятна, и он при погружении в воду не издает никаких звуков, болезнь считается тяжкой, а порой даже неизлечимой.

Функции некоторых предметов, используемых в ритуале, определяются их бытовым предназначением. Некоторые предметы (нож, ножницы, вертел, пояс, серебряная монета) кладут под подушку для того, чтобы вызвать сновидения у знахаря или больного (ср.: у девушки, желавшей узнать своего суженого).

Распространенным способом лечения и предсказания течения тяжелых болезней, таких как "собачья старость", "сухотка"6 (de boala cineasca, de boale, de slabanog, de socote, de sohote), является ритуальное купание больного. В воду для купания бросают хмель либо лесной орех, лошадиный навоз, муравейник. Если вода после купания (или сам больной) краснеет, то ждут выздоровления. На исход болезни указывали и другие приметы: если при купании ребенка пар из бани тянется к двери, считают, что больной умрет.

Для того чтобы слить воду, в которой купали ребенка, специально выкапывают две или три ямы. Отец ребенка, копавший ямы, (иногда мать) определяет, которая из них символизирует жизнь, которая - смерть, а которая предвещает болезнь. Ребенок или кто-то из членов семьи сливает воду и по тому, в какую яму она попадет, судят о течении болезни.

Купают больного и в воде, в которую брошена земля, принесенная с могилы. Такой же смысл имеет и купание с лопатами (вернее, с землей, соскребаемой с лопат, которыми копали могилы). Этот способ лечения в последнее время вышел из употребления, рассказы о нем многие информанты воспринимают как анекдот. Интерпретация данного магического действия объясняет смысл поговорки о безнадежно больном: "A avea leac numai zama de hirlet" ("Его вылечит только суп из лопаты") .

Слабых и болезненных детей приводят к знахаркам для того, чтобы приблизить развязку недута. Ребенка приводят к могиле знакомого человека, которого иногда зовут по имени. Две девушки, двоюродные сестры, перекатывают больного по расстеленному на могиле мешку. После такой процедуры ожидают скорой развязки: ребенок либо поправится, либо умрет.

Исход недуга определяют также с помощью трех вареников: в один кладут землю, и если он опускается на дно кастрюли, полагают, что болезнь неизлечима. Такой способ гадания напоминает новогодний обычай класть в плацинты (пироги или вареники) записки "на счастье".

Для купания больного эпилепсией (de bоаla neagra) покупают, не торгуясь, три новых глиняных горшка. Три дня подряд ребенка купают, затем горшки разбивают о края корыта. Если горшок сразу разбивается на куски, то болезнь пройдет скоро, а если разбивается только на два куска, считают, что болезнь будет долгой. Если же горшок не разбивается, это означает, что больной не поправится.

Гадание по внутренностям животных используется знахарями для определения состояния больных от порчи (de ursita, de frigare). Внутренности заживо зарезанной черной курицы, особенно сердце, указывают на степень болезни и возможность излечения (ср.: по внутренностям свиньи, зарезанной перед Рождеством, судят о том, каким будет наступающий год).

На порчу, а также везение или невезение, гадают еще одним способом: измеряют уровень воды в стакане, и оставляют ее на ночь. Если утром воды прибавится, это считается добрым признаком; если же ее станет меньше, советуют обращаться к знахарям для того, чтобы снять порчу. Таким же способом определяют место постройки: насыпают на ночь кучки пшеницы (либо ржи), а утром проверяют. Если зерна не тронуты, место выбрано правильно.

Гадание по псалтыри практикуется священниками и народными целителями. Чаще всего книгу открывают наугад, чтобы узнать, выздоровеет больной или умрет. Если на открытых страницах имеются красные буквы, то можно быть уверенным в выздоровлении (ср.: в гадании на картах везение и любовь также предсказывают карты красной масти).

Правильность избранного способа лечения иногда определяют по реакции больного на действия целителя. Если больной сопротивляется, это означает, что лечение выбрано правильно; в таких случаях снадобье тайком добавляют в пищу. Иногда сопротивление больного толкуется как признак неизлечимости, и знахарь отказывается ему помогать. В заключение важно отметить, что многие способы гадания, охарактеризованные нами, сходны с хорошо известными античными практиками. Так, в античности гадали по расположению звезд, по внутренностям животных, толковали сны, вглядывались в колыхание воды, полет птиц. Известные всем народам мира гадания сохранились до наших дней, несмотря на то. что недоверие к ним, столь блистательно высказанное Цице роном в трактате "О дивинации", продолжало усиливаться на протяжении веков. Богатый материал по этой теме, который и сегодня удается собрать в ходе полевых исследований, является хорошим источником для изучения народных традиций и их места в современном обществе.

Примечания

1 Полевой материал собран в Республике Молдова в 1987-1992 гг. и опубликован в журнале: Analele stiintifice ale Universitatii "Al. I. Cuza" din' lasi (serie noua) Sociologie - Politologie. T. VI. lasi, 2003.

2 Смирнов В. Народные гадания костромского края (очерк и тексты) // Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927. Об этом: Дмитриева С.М. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. С. 20.

3 Camus D. Puteri si practici vrajitoresti. Ancheta asupra practicilor actuale de vrajitorie. lasi, 2003. P. 91 (пер. по: Enquete sur les pratiques actuelles des sorcellerie. Paris, 1988, 2001).

4 Canianu A/. Din psicologia poporana. Descintece, farmece si vraji // Revista pentru istorie, archeologie si filologie, VII. Bucuresti, 1894. P. 228.

5 Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. М., 1990. С. 119 Топорков А.Л. "Перепекание" детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 114-118.

7 Молдавские пословицы и поговорки с русскими эквивалентами / Сост. и пер. Е.В. Жунгиету и В.Д. Чернелева. Кишинев, 1987. С. И.

8 Цицерон. О дивинации//Философские трактаты. М., 1997. С. 147-227.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет