Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Выпуск 2 : Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22 – 24 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – 2004. – 222 с.

« вернуться к содержанию

Михейченко Н.А. Опыт систематизации материалов по великочетверговой обрядности (Вятские собрания ФА СыктГУ)

В рамках славянского календаря ритуально-мифологический комплекс Великого поста представляет исключительный интерес. По мнению Т.А. Агапкиной, лишь на первый взгляд этот период производит впечатление "паузы", на самом же деле Великий пост чрезвычайно насыщен ритуальными практиками, верованиями, регламентациями и запретами, имеющими протяженную календарную приуроченность. Для обрядов великопостного цикла характерно наличие большого количества ритуалов пограничного типа и инициальных магических практик (то есть тех, которые традиционно связывают с так называемой "магией первого дня")1. Особенно выделяется в этом смысле Великий четверг.

Следует отметить, что большинство работ по весенней обрядности отдельных славянских народов имеет преимущественно описательно-систематизирующий характер. Основное внимание в них обычно уделяется наиболее заметным весенним праздникам и обычаям. Ритуалы Великого четверга, несмотря на свое многообразие и достаточно широкую распространенность, так и не стали предметом специального изучения. Великий четверг как сакрально отмеченная точка народного календаря упоминается во многих работах собирателей и исследователей русского фольклора, но рассматривается не как отдельное явление, а лишь в связи с другими ритуальными комплексами.

В настоящей статье представлены результаты систематизации материалов по Великому четвергу, собранных начиная с 1990 г. в ходе экспедиций Сыктывкарского государственного университета в Юрьянский, Нагорский, Мурашинский, Опаринский, Подосиновский, Лузский р-ны Кировской обл. и Прилузский р-н Республики Коми и хранящихся в Фольклорном архиве (далее - ФА) Сыктывкарского государственного университета (Сыкт. ГУ)2.

Великий (Чистый, Большой) четверг относится к числу подвижных дат народного календаря, он приходится на Страстную неделю - последнюю перед Пасхой. В народной традиции с Чистым четвергом связаны разнообразные обряды и обычаи, по преимуществу профилактического, очистительного и предупредительного характера.

Систематизация магических действий Великого четверга представляет собой достаточно сложную проблему. Поскольку само понятие "магическое действие" подразумевает единство явлений различных уровней: акционального, вербального, предметного и пространственно-временного3, магическое действие состоит из собственно актов, сопровождающих их текстов, специальных предметов. Функционирование магических действий регламентируется временем и местом проведения ритуала.

Именно эта разноуровневость ритуала, необходимость учета всех составляющих его элементов создает определенную проблему при классификации магических действий Великого четверга. Поскольку ритуальные акты в целом служат достижению какой-либо цели (то есть они используются с целью обеспечения здоровья, благополучия и т.д.), главным критерием для объединения магических действий в конкретные группы стала их целевая установка. В результате исследуемый материал - более 100 ед. записи - был разделен на шесть основных групп.

I. Действия, направленные на улучшение благосостояния, созидание благополучия в доме (данная группа магических действий является наиболее многочисленной, поэтому в ней выделен целый ряд подгрупп, см. табл.).
II. Действия, направленные на привлечение женихов.
III. Действия, направленные на улучшение (состояние) здоровья человека, его внешности.
IV. Действия, направленные на приобретение каких-либо особых качеств или умений.
V. Действия колдунов на Великий четверг (если представленные выше ритуалы мог совершать любой член коллектива, то эти действия осуществлялись лишь особой категорией людей - "знающими").
VI. Гадания (данную группу составили гадания-действия, связанные с другими сакрально отмеченными точками народного календаря, а именно со святочным циклом, например: загадывание на сон, выслушивание, запирание ведер, запирание дверей, гадание с поленом, гадание с веником).

Внутри групп (четыре из них представлены в табл., за пределами которой остались действия колдунов и гадания) критерием систематизации действий являются средства, с помощью которых совершается попытка достигнуть желаемою результата. Кроме того, в табл. отражены такие характеристики магических действий, как время, место, предметы, наличие или отсутствие вербальных текстов в экспедиционных записях.

Важное значение в обрядах Великого четверга имеет соответствие времени и места их проведения. Оно регламентировалось традицией и выделяло обрядовую ситуацию в обыденном течении жизни. Особым временем для совершения магических действий Великого четверга является раннее утро, время "до солнышка", которое характеризуется как пограничное между ночью и началом дня. Большинство ритуальных действий Чистого четверга осуществлялось именно в этот промежуток времени (ходили за водой или вереском, умывались, считали деньги и т.д.).

Пространство в данном обрядовом цикле можно разделить на жилое и нежилое. К нежилому пространству относятся баня, огород, лес, река. Последние входят в зону "чужого" пространства, их значимой характеристикой является удаленность от жилья человека, поэтому там совершаются магические действия, направленные на избавление от чего-либо (например, в лес уносят тараканов и клопов). С огородом связаны плодоносные силы, поэтому совершаемые здесь действия направлены на будущий урожай. Сакрально отмеченные части жилого пространства - дома и подворья - имели значение в системе переходных обрядов, в частности свадебного, поэтому на Великий четверг у ворот на крыльце совершались магические действия с целью привлечения, "привораживания" женихов (открывание ворот, вынос полотенца на крыльцо и т.д.). Таким образом, пространственно-временное деление окружающего мира в рамках велико-четверговой обрядности было призвано усилить магический эффект, достигаемый ритуальными действиями, и сконцентрировать силу воздействия на будущее.

В сакрально отмеченные даты народного календаря возрастает сила не только магического действия - магическую силу приобретают и целый ряд предметов в доме и вне его. Среди предметов, наиболее часто используемых в магических практиках Великого четверга, выделяются следующие: серебро (серебряные монеты), различная посуда, камень, нитка (пряжа), человеческий волос и др.

Почти все магические действия Великого четверга сопровождались словесными формулами, которые либо поясняли (комментировали) и дополняли магическое действие, либо сами представляли собой магический акт. Слово в традиционной культуре отождествлялось с делом, органически сливалось с действием, поясняло и закрепляло его, и наоборот, действия, которые включались в ритуал, должны были усиливать магическую роль слова. В изученных нами собраниях тексты Великого четверга представлены следующими жанрами: приговор, ритуальный диалог, заговор, заклинание с элементами заговора4. Рассмотренный материал позволил выделить еще два вида заклинаний: "заклинания типа констатации факта" и "комментирующие заклинания". Первый сопровождает магические действия, имеющие характер имитации, второй связан с действием и комментирует его. Самое широкое распространение в комплексе действий Великого четверга получили заклинания типа "сопоставления-уподобления", наименее употребляемыми оказались заговоры.

Мы не останавливаемся подробно на анализе словесной части обрядов Великого четверга, поскольку этот вопрос нуждается в специальном исследовании. Представленный указатель является результатом систематизации сведений об акциональном, предметном и пространственно-временном уровнях магического действия.

Магические действия Великого четверга

Магические действия Время Место Предметы Тексты Шифры
I. Направленные на улучшение благосотояния, создания благополучия в доме
IA. На увеличение и сохранение урожая
1. Вынос предметов в огород
для произрастания капустырано утромогородчугунок/ горшокприговор2826-33, 2845-69, 3124-57, 3131-13
для произрастания моркови-огородбутылка-2827-13
для произрастания картофеля-огородчурка "Деревца" - колодкиприговор3124-10, 3149-10
для хорошего урожая-огородпалки, поленья-3160-41
от поедания капусты курицами-огородгоршок-3149-10
2. Приготовление хмельного напитка----2845-69
3. Выпекание хлеба----2308-22
4. Перенесение чужой земли на свой огород-огород, улицагорсть землиприговор2806-15, 3134-47
5. "Понужание" скота--бёрдо, вицаприговор2802-31, 2811-48, 2873-17, 3121-12
6. Обход усадьбы/ огородарано утромогород-приговор2813-44, 3124-52, 3180-16
7. Сохранение "четвержной" золыдо восхода солнца-золаприговор3124-29
8. Расчесывание волос----2874-31
9. Заплетание нитки в косу--длинная нить-2827-13
10. "Волочение" нитки по полу-домнить-2875-5, 3145-2
11. Катание с крыши на прялках-крыша домапрялка-2881-4
12. Перевязывание березыдо восхода солнцалеснить, полотенце-3134-21, 3144-70, 3145-2
13. Кидание с крыши льняного семени-крыша домальняное семя-2856-61
14. Запрет трясти куриц----2873-15
IБ. На сохранение и прирост домашнего скота и птицы
1. Кормление домашнего скота и птицыдо восхода солнца-хлеб, соль-2858-52, 2861-21, 2864-32, 3121-13, 3145-2
2. Закармливание----2873-17, 3169-5
3. Обрезание хвоста/ шерстидо восхода солнцахлев, двор - проговор 2811-28, 3106-26, 3134-47
4. Связывание кольев в огороде-огород-приговор 2231-13, 2322-25
5. Скатывание стриженой шерстидо восхода солнца---2029-32, 20101-65
6. Поглаживание яйцом--яйцоприговор2323-16, 3120-11, 3149-10, 3160-41
7. Вынос предметов на огород-огородгоршок-3120-11
8. Окуривание коровы после отела--ладан, свеча, решето-2061-36, 2068-15
9. "Понужание" вицей--вица-3121-12
10. "Постукивание" топором--топор, яйцоприговор3121-13
11. Запирание скота--грабли-2309-32, 2319-54
12. Посыпание "четвержной" солью--сольприговор3124-10
13. Ритуальный диалог-у окна, на улице--1802-26, 2202-9, 2333-24, 2873-17, 2801-25, 3134-47, 3149-42
14. Запрет ставить квашню на печь----2813-26
15. Запрет ложиться на печь----2858-45
16. Запрет отдавать молоко/ сметану----2233-24, 2301-31

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет