Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Выпуск 2 : Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22 – 24 ноября 2003 года) / Отв. ред. В.М. Гацак, Н.В. Дранникова. – 2004. – 222 с.

« вернуться к содержанию

Козинская Л.Г. Локальное описание крестьянского игрища Кремлевской волости Кадниковского уезда

Предлагаемые материалы не претендуют на теоретические обобщения и выводы, а носят, скорее, характер заметок. Сведения о весенне-летних игрищах, особенно в музыкально-танцевальной их части, в литературе крайне скупы.

В материалах, которые мы собирали в 1996 г. и затем в течение 2000-2001 гг., нам показались интересными мнения, оценки, воспоминания самих носителей традиционного искусства. Им, в первую очередь, мы предоставляем слово.

В большие престольные (храмовые) праздники деревенская молодежь Кремлевской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии собиралась на игрища, которые проходили в зависимости от времени года в специально отведенных для этого местах. Зимой - в большой крестьянской избе, летом - на открытом воздухе: на улице, на горушке, на площади у церкви, на горе у реки, в поле. Праздничные игрища с песнями и плясками проводились и во время семейных праздников, как, например, свадьба -"нивестино игрищо", проводы в армию - "проводины".

Когда, в какие праздники и где именно проходили крестьянские игрища вспоминают местные жители.

"А на Мотылеве праздники - Покров да и Тихванов день. Игрищо у нас называлосе это. Это не вечеринка - ничево, а игрищо. Играем весь вецер, мы играем - пляшом. Игрищо и называлосе. Игрища делали, когда в армию пойдет солдат. Пойдет в армию, вот завтра ему в армию идти. Накануне у него игрищо. К нему идут девки и парни - все пляшут. Вина товда не пили. Плясали так. Потом, девка в замуж- пойдет. Завтреу тебя свадьба, а сегодня ты нам давай игрищо"1.

"На празднике на игрищо ничего не работали. Целый день пляшут кружком метелицу, звездочку. Игрищо больше всё у нас были. Мамка говорила: "Пускай пляшут, пока я живая!". Летом на улицах плясали. Часовня на горушке у камня стояла, там плясали"2.

"Тут у нас у нашего дома горушка такая была. И вот ой, круг такой все выплясано. Дак девки да парни все плясали тут"3.

"Заговенье летом около домов плясали, аж ямы вытопчат. Березку около домов садишь"4.

"Заговенье больше гуляли на улице. Было определенное место. Большая площадка около церкви - площадь. Пойдем, мол, на площадь. В Чублаке дак - "Пойдем на Светлую гору!" Звездочку больше плясали, русского. Мужики больше увлекались игрой в яйца. Выпивали, собирались компаниями. Звездочку попляшут, поиграют в яйца"5.

"В Троицу украшали берёзки. К каждому дому не одну поставят. Девки около берёзки на горушке пляшут, играют, круговые пляски ведут"6.

"В Троицу Лужайки в поле. В пожне девки гуляли"7.

"Летом в гумне плясали, как дождь, какое-то заговенье"7.

"Дейенка Фихузка рассказывала: "Ой, мы с ней росли-то, в гумно только звон стоит. Пляска идёт. Гармонист Вася Пашков на Харламовськой. Звездочку, восьмерку, метеличу, запоём да запляшом. Люди были дружняя, согласнее"9.

Особо красочное зрелище крестьянского игрища, которое проходило в деревне Чублак на Светлой горе осталось в памяти крестьян всей округи. Возможно, это связано с тем, что Чублак - большое, состоявшее из 60 дворов селение, с древнейшей свободной планировкой крестьянских домов типа каменка (каменьча), сохранившее о себе исторические предания о заселении края и чуди.

"На Темной горе пашут, а на Светлой горе пляшут. Светлая гора выше у самой деревни. Лесу не было. На Светлой горе пляски на Николу Вешнево 22 мая. На Миколу Милостливого. Из чужих, деревень найдёт народу-то. Вся деревня захрестнёт. Из всех проулков народ идёт. Гармоней десять играет. Много людей из Глотихи, Сохонова, Турова, Трети, Даниловской, Толстой, Тундрихи, Кузьминской, Пархачевской, Шалимова... "10.

"На Светлой на горушечке веселая гульба - все еще говорили то, да.

Вон де Чюблак,
Вон де два,
Вон де Светлая гора,
А на Светлой-то горушке Веселая игра"
11.

В несколько упрощенной форме игрища проходят здесь и по сей день. Но нарушена традиция праздников, утрачена многообразность форм общения молодёжи. В центральном селении Крем лево в 1950-х годах в деревенскую среду проникает городской танец, который, однако, не привился в данной местности: "Плясали мы, как это... (вспоминает), "Под-Испанъ", "Кадрель" плясали. Этот ... ой, "Кроковяк". Ой, как ишо,Миша?... (не помнит)"12.

Хочется отметить, что местные жители не употребляют термины "танец" и "хоровод", а говорят: "пляска", "игра", "круг", "пошли плясать", "писни-то не по пляске", "играли кружком", "ходили в кругу".

Праздник в деревне начинался с гуляния, с торжественного шествия молодежи хором - "по улице ходить рядами", как здесь называют.

"В Чублаке в одной деревне было сорок девок. В праздники гармонистов-то! Девок рядот идет, во всю улицу займут. Друг за дружкой идут-идут рядами. Гармонист был"13.

"Раньше летом в Трете по улице ходили. Первые парни с гармонями, сзади рядами девки идут, не один ряд девок идёт. Идут в другой конец деревни. До краю дойдут до Васьки Пестерева и обратно повернут, до Митьки Ондреева. Около домов пройдут, пропляшут. Гармонист садится на порог на крыльцо у кого дом высокий, с подвалом дак. Около магазина в Пауненьской останавливались, здесь раньше цасовня была"14.

"Ребята идут. В середине гармонист идет, ребята идут, а взаде идут девушки. У.ж-е такие большие барышни и песни поют и ребята поют. А мы все маленькие сзади идем, за руки зацепимсе, босиком, за ними. Это в Спасов день"15.

"Пошли по деревне парни впереди, парни идут рядами. Сзади девушки идут по ряду по ширине улицы дороги. Малыши сзади"16.

Девушки шли в своих лучших нарядах, ровными рядами, взявшись за руки под локоть. Идти нужно было с умением: не смотреть под ноги, по сторонам, иначе "старухи, бабы осудят".

Мне по этой по деревенке
Мне красиво ходитче.
Разлучают с тобой дролечкя,
Разлучают нонече.

Церемония хождения молодежи по деревне "рядами" давала особый настрой перед предстоящим праздничным игрищем и, вероятно, относилась когда-то к древним церемониальным танцам.

В деревне Крем лево в 1996 году от Будриной Ираиды Кононовны мне посчастливилось зафиксировать одну из древнейших форм круговых нетанцевальных обрядовых хороводов. Исполнялись они на Пасху как своеобразная праздничная церемония смотрин и выставки невест.

"Со всех-то деревён деувки-те в черкву-то ходили, ведь, в Пасху-то. Вот всё время-то... Дак выйдут изо всех-то деревён деувки-те эки нарядны-ти! Да всё... В суконных-то палътах! Да в хватах-то в эких, в отласных-то да. Да ищё я добро помню, ищё и кушаки были толковые, вот зелёные да и кушаки-то, назать и кончи. Обряды-те были. Деувки все встанут вот в круг, вот это плошщатъ-та у нас быля тут, мага-зин-от нонь, тут не былё магазина. Тут "Площадь" называлась. Вот станут все вкруг да и запоют письню... Запоют... "Запевай, там, котора деувка побойчая. Ну-ко, ты! Хорошой голос-от да. Добро запиваешь дак запивай-ко!" Заставлеют деувку: "Ну-ко, запой, запой, запой!" Вот она и запоёт.

Ой, на юлочке, ой, былё на юлочке,
Да на юлочке два вьюна те вюътче...

Да ведь не эк поют-то! Голос-то не экой! Деувки подхватывают, дак любо слушать. А народ-от выйдет! Всё кругом тибе народу-то дак. На юлочке... ...О-ой, столь добро! Мотив-то запоют дак, столь добро-то! Все-те подхватят дак! А все в кругу ходят. Все ищё застанут деувки-те дак. Два шага шагнут в эту сторону, да два шага опешь назад да. Так в одном мисте ходят все деувки-те. Не так, шшо кругом ходят, ходят, а в одном кругу. Ну вот и пословича, всё обряжаетче... В не лучшее обре-дитче: "Ну, дак не в кругу ходить!" В кругу-то дак уж нать хорошей быть (смеется). В кругу-то славной-то нать быть. Што бы уж, глядят-то. Вот.

[Бабушка, ходили два шага туда?]

"Два шага шагнут, вот эдак вот. Поют. Да опеть в другую сторону, вот так, на мисте. Деувки-то все в кругу, а на мисте. Только два шага назать. Да".

[Парней не было в кругу?]

"Нет, только деувки одни. Деувки снаряжённы-те! Все-те в больших платках, в отласных-то в эких! Наряжены все уж! Праздник дак"17.

Пляски, игры были основными развлечениями молодежи на игрище. Плясали здесь "Кружком", "Метелицу", "Звездочку", "Восьмеру", "Трояка", "Двояка", "Русского". Но, к сожалению, многие деревенские пляски не сохранились.

[А "Метелицу" как плясали?]

" "Метелицу " - хоть сколько пар, хоть сколько пар".

[А мы можем ли восстановить танец "Метелицу"?]

"Не восстановить".

[А почему? Может, частично?]

"Она всяко перекидывается и всяко... -нет, не восстановить".

Присутствующая при разговоре Анна добавила: "Я дак не помню "Метелицу"18.

Круговая форма крестьянского танца, пляска кружком, - самая распространенная и традиционная в данной местности. Сохранившаяся во всех деревнях состоит из двух танцевальных форм, в одной - из которых пляшут, а в другой - "ходят". В пляске девушки ходят по кругу "кружком", обособленно, не держась за руки, хороводной поступью. Поворачиваясь в обратную сторону, пляшут - дробят мелкой дробью. Пляска исполняется под игру гармошки и пение частушек. Иногда ритм плясового наигрыша не совпадает с движением ритма ног танцующих.

"А девушки ходят кружок и песню поют с приплясом. Круг ходят, это песню, цястушку споют, развернутце - обратно пойдут - опять цястушку споют. Это кружок"19.

"А девки всяко звездочку да, в круг да. Все звездочка да, в круг все больше. А в круг все по очереди так друг за дружкой подойдут, подойдут да в одну сторону подробят, потом повернутце да опять в другую сторону. Все под частушки, да"20.

"Кружком пляска, по кругу сдробят, идут, поют частушки шагом. Конец дробят, повернутся"21.

Пляска "О два конца", зафиксированная мною в д. Кремлево, представляет собой крут, переходящий в одну или в две завивающиеся и развивающиеся спирали. В пляске два ведущих. Первый в быстром темпе ведет танцующих непрерывной цепью по кругу, завиваясь в спираль, второй ее развивает. Переход пляски из одного круга в другой отмечается поклоном головы и своеобразной заключительной дробью с притопом. Иногда танцующие собираются в один большой или два маленьких самостоятельных круга.

"Так играли вот эту писъню добро, пили всё по пляске-то. Как ужо? Это, в один конечь-от вот настанут все те деувки да и робята. Да и вот эдак... да, ето, завиваютче. Избы-ти большие были, или либо на уличе. Давайте, в один конечъ, да в два конча, вот играли. Не музыка, всё по писням. Вот писня-то была довга и хороша. Ой, голос-от не такой (откашливается). А все те запоют, да голоса-те хороши, дак любо слушать. А бабы-те, да, пожилие-те, дак стоят, да глидят в праздник-от не сохучелись деувки-те, што танчи... Деувки, деувки играют да поют, а бабы глидят, выбирают невест, у ково жонихи дак. Вот.

Сад, возле сад, да,
В саду девичи гуляли... "
22.

Пляски исполнялись под плясовые песни. При смене песни менялись и танцевальные фигуры - "колена". Порой, по рассказам местных жителей, некоторые пляски состояли из 24 колен. В Кремлево в 1996 году мною зафиксирована и расшифрована в наиболее полном варианте пляска "Звездочка", в которой исполняется 12 колен. "Звездочку" пляшу т четыре пары. Начинается пляска с приглашения: "Сыграй звездочку!" или "Робята, вставай, четыре мужика!". На середину выходят четыре парня, выбирают себе по девушке, любезно кланяются, берут её за руку и выводят на пляску. "Берут каждый свою девушку, кому кто люб. Особенно охота-то поплясать с дролей-то со своей, с дролей-то со своей... "23. Пары встают напротив друг друга, ведущая пара встает на почетное место по главной линии вдоль по полу. Они ведут всю "Звездочку", начинают все фигуры первыми.

Вот опять и заиграла,
Девятера матушка,
Вот опять пошли плясать
Кремлевские робятушка.

К сожалению, сейчас пляска исполняется только под наигрыш на гармошке "Русского" и под "короткие писни", частушки.

"Обязательно выпевали какую-то тему. Не просто так, што збрела на ум какая-то цястушка. Кажная пришла на вецер и каж-ная о чем-то думает. Вот хочет это выложить в писнях, и все"24.

Со слов местных жителей мне удалось записать основные фигуры, которые звучат на местном диалекте следующим образом: "приглашение", "крест", "перетоп" ("перепляс с дробью парней на крестах", "подход", "проход под ворота", "кружком"; "звездочка малая с движением в кругу девок", "звездочка малая без движения" (девки стоят в кругу, парни бегают по кругу), "звездочка большая"; "кружиться в замок под крендель", "перекрутка", "перевертыш" (переворот через голову руками всех пар с подходом), "подход" (т. е. приглашение): "переплёт", "перехват руками или до свидания". Все фигуры идут в непрерывном движении, девушки и парни все время меняются местами.

Пляска состоит из разнообразных орнаментальных фигур, а именно, квадрата, креста, большого круга, по линии которого образуются малые круги, звёздочки (креста в круге в форме колеса), малого круга в большом круге, квадрата в виде ромба, круга в ромбе, малого креста в круге, шеренги, в форме двух параллельных линий, "стенки на стенку", неполного, открытого квадрата, "переплёта", когда два круга переплетаются между собой, двигаясь навстречу друг другу, один по солнцу, а другой против. Наиболее часто встречаемые в пляске геометрические фигуры - крест, круг, квадрат, можно рассматривать как символы, имеющие древнейшую мифопоэтическую основу.

Круг - выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Круг - солярный знак. Два соединенных круга - союз неба и земли. Круг указывает на женское начало. Крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало. Крест с равными лучами - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного.

Сакральное значение квадрата в том, что он обладает частью функций, присущих кресту.

Всеобщее внимание и уважение на любом деревенском празднике уделялось гармонисту. Обычно в деревне это были самоучки-самородки. По признанию моих собеседников, хороший гармонист - "ноги сами в пляс идут". В знак признания и уважения девушки шили шелковые ремни, вышитые бисером, привязывали разноцветные кисточки и колокольчики.

"У ремня у гармошки снизу холст, а с воли как бархатный, атласный, сверху бисером украшайся. Из бисера делали кресты. Мне ремень до армии девки из Пауниньской подарили"25.

Посидим, подруга, день.
Отошьем дроле ремень.
По сатину синему
Дролечке красивому.

Одарённых плясунов уважали не менее, чем гармонистов. Они являются ведущей парой, которая встаёт вдоль по полу и начинает пляску. К первоклассным танцорам и музыкантам относили тех, кто умело соотносил хореографические движения с мелодией наигрыша.

[Гармонист под ногу играет, как он пляшет? А как вы дробили пойдете плясать?]

"Да, да! Как пойдешь отчебучивать дак! Как песня то -

Только под ногу играет
Миша Бажуков один.

А сперва забыла".

[А под ногу играет плясать хорошо?]

"А под ногу играет дак, и плясать хорошо!"

[А кто хорошо пляшит, так как говорят?]

"Кто пляшет хорошо или плясал - у того и дело пляшит. А кто плохо пляшет, тот мало и плясал, (смеется)".

(Дробит по дороге). ...Плясали "Звездочку", трояка плясали, кадрель и "Метелица". Вот это все плясали. А потом это все забросили. Стали танцевать. Потом все стали интеллигенты!"26.

Народная хореография Русского Севера мало изучена. Крестьянский танец почти не фиксировался и не записывался специалистами. Редко собирали наигрыши на гармошках. Ушли в прошлое или остались в воспоминаниях многие хороводы и пляски, входившие когда-то в сложную систему обрядовых действ и игрищ. В деревнях с каждым годом все реже услышишь игру на гармошке. Те пляски, которые еще продолжают жить в быту: "Восьмерка", "Звездочка", "Трояк", "Русский" - на грани исчезновения. Молодежь не учится традиционным пляскам, это считается не престижным, а танец, вынесенный на сцену, быстро теряет свою подлинность.

Список информантов

1, 14 Пашкова Л.Н.. 1930 г. р., д. Паунинская, м. п. в д. Кремлево, зап. в 2001 г., октябрь (Пленка 2. Стор. В, запись № 2).

2 Скутарь (Мальцева) Л.В., 1930 г. р., д. Мотылёво, м. п. в д. Куфтырёвская, Вохтома (Тетрадь 10.2).

3, 20 Константинова Н.Н., 1938 г. р., д. Кузьминская, м. п. в д. Куфтыревская, Вохтома, зап. в 2002 г. (Пленка № 1, запись 1).

4, 25 Пашков В.Ф., 1929 г. р., д. Харламовская.

5, 8, 21 Калинин М.Л., 1938 г. р., д. Кремлево, зап. в 1996 г. (Дискета 4. Журнал 11,9, стр. 10).

6 Мальцева А.И., 1897 г. р., д. Мотылёво, Треть, м. п. в д. Куфтыревская, Вохтома, зап. в 1984 г. (Тетрадь 1. С. 1. Дискета 4).

7, 9 Владыкина В.А., 1919 г. р., д. Толстая, м. п. в д. Паунинская, зап. в 1987 г. (Тетрадь 4. С. 7).

10 Клепикова А.П., 1928 г. р., Никонова С. М., 1931 г. р., м. п. в д. Чублак, зап. в 1995 г. (Тетрадь 2. Запись 2. С. 7).

11, 13 Шумихина З.А., м. п. в д. Чублак. зап. в 2002 г. (мал. тетрадь).

12 Шипицина А.И., 1938 г. р., м. п. д. Кремлево

13 Шумихина З.А., прож. в д Чублак, зап. В 2002 г. (мал. тетрадь)

15, 26 Шипицина Е.А., д. Избное, м п. пос. Коноша (Пленка 2. Запись 2. Дискета № 2. Тетрадь 2. С. 24-25. Тетр. 3. С. 7-11)

16, 18, 19, 23 Бажукова М.А., м. п. д. Кремлево, зап. в 2000 г. (кассета 11, 12. Дискета 12).

17, 22 Будрина И.К., 1904 г. р., д. Щалимово, м. п. д. Кремлево, зап. в 1996 г. (Пленка 2-B конец. Дискета 150).

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет