Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15?17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н.В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008.

« вернуться к оглавлению

Логинов К.К. Из заговорной традиции деревни Нюхчезеро

Деревня Нюхчезеро в первой трети ХХ века входила в состав Калгачихинского сельского совета Онежского района. Архангельской области. Она располагалась на острове в Нюхчезере у истока реки Нюхчи, впадающей в Белое море. Реку Нюхчу жители деревни именовали Домашней рекой. В деревне имелось до 30 крестьянских дворов, церковь Петра и Павла, а при ней сельское кладбище. Информацию о целительской и заговорной традиции жителей Нюхчезера мы отчасти уже опубликовали в статье «Из народной медицины Верхнего Поилексья» . В ней, однако, имелись некоторые неточности. В частности, нюхчезерская знахарка Зуева (Михеева) Агафья Ильинична один раз там была поименована Агафьей Алексеевной, а однофамилец знахарки, «свадебный» колдун Иван Алексеевич Михеев , был обозначен в статье как отец знахарки.

Заговоры, представленные в настоящей статье, были записаны нами от двух знахарок, уроженок Нюхчезера, в экспедициях 2004 и 2006 гг. в поселке Валдай, куда женщины перебрались после ликвидации родной деревни советскими властями в 1955 году. Агафья Ильинична Зуева (Михеева), 1919 года рождения, ныне здравствующая, является наследницей женской заговорной традиции семьи Михеевых (своей бабушки и матери). Алефтина Петровна Зуева (Курбатова), 1934 года рождения, лишь отчасти восприняла заговорную традицию семьи Курбатовых. Ее родная тетка, Алена Дмитриевна Курбатова, знахарка и ведунья (земляки утверждают, что «зналась с лешим»), тоже имела длительную целительскую практику в поселке Валдай, но большую часть своих магических знаний передала свой дочери, которая затем покинула пределы Карелии. К нашему приезду в 2004 году в Валдай Алена Дмитриевна была уже совершенно недееспособна. Целительская практика Михеевых и Курбатовых была во многом сходна. Главное различие состояло в том, что женщинам из рода Курбатовых хорошо удавалось лечение золотухи, а женщинам из рода Михеевых – лечение грыж. Нюхчезерский заговор на лечение золотухи, к сожалению, записать не удалось. Все ниже представленные тексты заговоров нами выверены после сверки их записей в блокнот под карандаш с записями на цифровой магнитофон, поскольку при повторном записывании текстов встретилось несколько расхождений. Происхождение их понятно. При воспроизведении текста заговора по памяти знахарки меняли местами отдельные слова в тексте, а то и сами слова (например, «щуку» на «акулу» и т.п.), лишь бы не менялся смысл произнесенного. Так что к распространенному среди знахарей предубеждению о том, что в тексте заговора нельзя менять ни единого слова, обе они относились без особого пиетета.

Все записанные нами заговоры мы приводим, по возможности, вместе с сопровождавшими словесный текст обрядовыми действиями. Поскольку тексты представлены только от двух знахарок, то указываем лишь записи от Алефтины Петровны Курбатовой; этого будет достаточно, чтобы определить, которой из них принадлежит конкретный заговорный текст. Тексты мы сгруппировали по их тематике в соответствии с практикой, утвердившейся среди фольклористов после издания «Великорусских заклинаний» Л.Н. Майкова .

Хозяйственные заговоры

На сев зерна

Во время сева зерна на поле Нюхчезера через шаг разбрасывали зерно из повешенной на лечо сумки с семенами, приговаривая: «Уроди, Господи, мой урожай» .

На жатву серпом

Свивали из трех первых срезанных пятей ржи поясок. Туго подпоясывались им и произносили: «Как эта вязка крепкая, так и у рабы Божией (имя) спина крепкая». Иногда еще завязывали без слов у себя за спиной тридевять (27) узелков, чтобы не было жнивного растяжения на руке, захватывающей колосья .

Скотину перегонять

Взять земли со следа и бросить вперед через рога со словами: «Впереди путь да дорога, позади пень да колода, а вокруг пламя да огонь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» – (А.П. Курбатова) .

Скотину ставить (в новый хлев или после покупки)

В хлеву в углы крест-накрест кидали «мурашника (муравьев с иголками из муравейника) и приговаривали: «Как мураши разживаются, так и раб божий скот (имена скотины) плодится и разживается» .

Скотинку ставить в хлев в Покров

«Хозяин и хозяюшка, малые детушки, благословите поставить любимую скотинушку. Кормите и пойте, не беспокойте. Во имя отца и сына святого Духа. Аминь» (А.П.Курбатова) .

Скотину поставить новую в хлев

«Милая скотинка, разная шерстинка, копытом не переступывай, хвостиком не погудывай. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (А.П. Курбатова) .

Чтобы бык на корову запрыгивал

«Мишка (имя быка) скок, скок. Как на меня мужичок быстро скакал, так и ты на корову скачи». Три раза дрочнуть член быка и к корове выпустить .

Вывести из леса скотинку или человека

Раньше обряд производили с лучинами, а теперь со спичками. Сколько в руке лучин умещается, сколько в початом коробке спичек – никто не знает. На этом и строятся гадание и обряд вывода из леса. За деревней на дороге клали лучину (теперь спички головками к дому; если в доме, то спичку кладут вдоль стола головкой к иконам) – это «дорога домой», вторую лучину (спичку) ставят поперек – это «колода», снова спичку вдоль. Если спички из коробка закончатся на «колоде», живым человек или скот не выйдут. Укладывая каждый раз спичку или лучину, приговаривают: «Отвороти, Господи, потерявшегося, раба божия (его имя) . Дай ему путь, да дорогу домой попасть. Аминь». Если на корову, то: «Отвороти, Господи, и верни домой рабу Божью скотинушку. Зоринька, знай свой дом» .

Заговор, чтобы змей не встретить

«Захожу я раб Божий (имя) в лес. Вижу я змея: «Помяни, Господи, раба Божия царя или зверя. Ходи по лесу, гуляй, а раба Божия (имя) не трогай. Век по веку. Аминь» .

Второй заговор, чтобы не встретить в лесу змей

Когда входили первый раз в лес, то говорили: «Господи, помяни царя Елизея. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Если в лесу ночуешь

Ложась спать в лесу, читали молитву: «Господи благослови в лесу ночь ночевать, ничего не видеть и не знать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Домашние заговоры

Как входить в новый дом

Когда входили в новый дом, проводили обряд окупания углов в избе. Переступив порог в дом, хозяйка в углы клала по медному пятаку и говорила: «Хозяин с хозяйкой, с малыми детушками, с гостями приходящими, примите жить, кормите и пойте, на меня не надейтесь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Переходить с котом в новый дом

Пустить кота в дом и сказать: «Здравствуй, кот, береги мой род, береги мой дом и порядок в нем» (от А.П. Курбатовой) .

Если домовой пугает

Из лесу приносили рябиновые прутики от годовалой рябины, ставили в угол крест-накрест и говорили: «Рябина в дом, хозяин жировой – вон», - и осеняли себя крестным знамением, а ложась спать, читали молитву: «На своем месте Богородица Христа родила, место посвятила, рабу божью (имя) спать повалила. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Молитва за детей (вечерняя)

«Господи, спаси моих детей на воде и на земле, в темном лесе, в каждом месте, на всех путях и дорогах. Дай им счастья и здоровья. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

От тараканов (тараканов «отказывать»)

Хозяйке следует обнаженной в полночь бегать вокруг своего дома с кочергой, стукать ею себя по гениталиям и говорить: «Хлоп, хлоп по пизды, уходи клоп из избы» .

Если ребенок не спит

«Царь земной, царь водяной, царь лесной, царь небесный. Простите и благословите ребенка, раба Божьего (имя). Не одумали ли его, не пошутили ли над ним, не забранили ли его при солнышке, ночью при месяце. Простите и благословите на всю ночь Господнюю. Будте мои слова острее острого ножа. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь». Воду для заговаривания можно брать из озера или из колодца, лучше на восходе солнца, пока на улице никого нет, но можно взять и ночью после захода солнца. Иногда берут с трех мест. Искупать ребенка в этой воде, не вытирать, спать повалить .

Любовные заговоры

На присушку

«Встану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, отцом благословлена, матерью перекрещена. Выйду в чистое поле. В этом чистом поле есть дубовая избушка. В этой дубовой избушке есть дубовая доска, на этой на дубовой на доске тоска на тоске, тоска тоску тоскует, сухота сухоту сухотует. Так же и раб божий (имя) по рабе Божьей (имя) тоску тоскует, сухоту сухотует. Чтобы казалась раба Божья (имя) рабу Божьему (имя) краше красна солнышка, белей белого света. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Наговаривают на воду, дают пить мужчине или юноше, чтобы он не знал. Делают, чтобы женился (А.П. Курбатова) .

Заговор на остуду

Если загулял муж, то наговорить в соль и бросить в суп не горячий. Слова такие: «Свалюсь, раба Божья (имя), не благословясь, встану не перекрестясь, отцом не прощена, матерью не благословлена, выйду мышьими тропами, собачьими рядами, выйду сквозь подвальное бревно, выйду на большую дорогу. На этой большой дороге стоит ледяная изба, ледяной потолок, ледяной пол, ледяная печь. На этой на ледяной на печке сидят черт с чертихой, лесовик с лисовицей, еретик с еретицей, сидят спина к спине, друг на друга не глядят, думу не думают, совету не советуют, сами собой рвутся, щипаются, кровью обливаются, навстречу не встречаются. Так бы и раб Божий (имя) с рабой Божьей (имя) рвался, щипался, кровью обливался, навстречу не встречался с рабой Божьей (имя). И казалась бы ему она как люта пещёрная змея. Во имя Отца и Сына. Не аминь». Говорят в воду, чай или водку, но его стакан (если хотят поссорить мужчину) должен быть первый .

Целительные заговоры

Заговор на воду для размывания новорожденного

«Пресвятая Богородица, матушка, истинна Христа мыла, намывала, на правильный путь наставляла. Смывала, ополаскивала все людские разговоры и оговоры, чтобы спало дитя днем по солнышку, ночью по месяцу, по частым мелким звездочкам. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Заговорить грыжу ребенку на месте родов

«Раба Божья (имя) дитя носила. Раба Божья дитя родила, а я, раба Божья (имя), грызь заговорила. Грызь черную, грызь белую, грызь красную, головную, глазную, ушную … и все двенадцать грыж (обе знахарки отказались сделать полное перечисление всех грыж. Собир.). Во имя Отца и сына и святого Духа. Аминь». Слова трижды говорят на грудное молоко матери, которым потом промывают новорожденному родничок на голове, глаза, нос, уши, пупок и пах. Процедуру проводят на родимном месте (месте родов, в доме или в бане) три раза с интервалом в сутки .

Слова при лечении детского родимца

К больному ребенку на полу трижды прикасаются материнской вульвой и произносят: «Чем я тебя родила, тем и боль уняла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Заговор на снятие сглаза и оговора с маленького ребенка (в бане)

«Бабушка Мария, дочь Соломанина, баенку топила, водушку носила, омывала, ополаскивала у раба Божия (имя) все притчи, призоры, ветреные переломы и людские оговоры. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Заговор от сглаза и призора

Трижды наговорить в воду и наполиваться ею в бане. А слова такие: «Водушка-матушка , крутые бережочки, ракитовые кусточки, ты омывай с раба божьего (имя) все людские оговоры, все людские переговоры, ветреные переломы». Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» .

Сглаз лечить

Перед заговариванием воды знахарка крестится и произносит: «Дай Бог на милость». Далее текст заговора: «Если от чужого пришло, к чужому иди. Если от своего пришло, к своему уходи. Если с ветру пришло, на ветер иди и пади на черного ворона. Во имя отца и сына и Святого Духа»!

После принятия заговорной воды больным вовнутрь тремя глотками и троекратного обтирания лица этой водой (для взрослого человека всегда с ладоней больного, а для ребенка с ладони знахарки, причем обязательно крестообразно), знахарка выливает остатки воды в помойное ведро с правой руки через свою левую руку и добавляет: «Добром пришло, добром и уйди, а лихом пришло, лихом уйди». Господи тебя благослови» .

Заговор на лечение грыжи

«Свалюсь спать раб Божий (имя) благословясь, встану перекрестясь, отцом прощен, матерью благословлен, выйду в чистое поле, пойду по большой. дорожке, на этой на большой дорожке встречается мне черная болезь, проклятая грыжа. Спрашивает у ней раб божий (имя): «Куда ты пошла, черная болезь?» Она отвечает: «Пошла по мужчинам и женщинам и по малыма деткам» . Откажу я эту черную болезь, проклятую грыжу. Иди-ка ты, черная болезь, к черному морю. Лежит там на берегу Голь голова. Есть там большая щука (акула). Ходи и лечи всех, и загрызай им проклятую грыжу. Оставь ты черная болезь, проклятая грыжа, раба божьего (имя) в покое. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Можно говорить на воду, водку или масло. Но лучше на воду. Возьмешь стакан воды, наговори трижды, трижды попей помалу (по глотку) Намыть остатками лицо, низ помыть (где грыжа). Спать ложиться молча, ни с кем не разговаривать .

Рожу заговорить

«Рожа, ты рожа, я тебя засеку, я тебя зарублю, я тебя дальше не спущу, я тебя выше не спущу, я тебя ниже не спущу, на белый свет не спущу, я тебя отправлю в синее море (озеро), за желтые пески, ходи и грызи все пенья и коренья. Век по веку. Аминь».

Место рожи опутать льном или обвязать льняной ниткой, потом засыпать толченым мелом и окутать красной тряпкой. Повторять лечение 10 дней на ночь .

Заговор от чесотки

В жаркой бане поддают пару, парят веником и говорят: «Во имя Отца и Сына и Святого духа! Тело железно, тело камень, тело кремень. Из этого кремня вылетает Ангел Госпожий, жгет и палит у раба Божьего (имя) приходную нечисть и баенную нечисть. Приходная нечисть, баенная нечисть, я ваш поп, я вас окрещу, приходной нечисти, баенной нечисти век не допущу. Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь» (А.П. Курбатова) .

Чирьи заговорить

Обвести угольком чирей и сказать: «Сколько у угля руды, столько у чирья воды». Перекрестить чирья и считать: 1, 2, 3 – до девяти, а потом в обратную сторону до одного, а завершить словами «ни одного» и пальцем ткнуть в середину чирья, сказать: «Аминь».

За один прием так делают трижды. Затем лечение проводят еще два вечера (А.П. Курбатова) .

Радикулит (утюн) лечить

Знахарка имитирует рубку веника на спине больного. Больной спрашивает: «Что баба делаешь»? Знахарка отвечает: «Утюн засекаю!» Больной: «Секи его гораже, чтобы век не болело» (А.П. Курбатова).

Дополнительно знахарка еще и сильно оттягивает кожу на спине больного против поясничных позвонков .

От нестоянки

Бычка омыть, яйца особо ему намыть, воду взять. Дать пить и в умывальник налить. Омыть всего больного, особенно его гениталии. Так делать всю неделю. А воду заговаривать так: «Как у раба божьего бычка все работает, так и у раба Божьего (имя) все работает» .

Заговор от пьянства

Наговаривают на вино или водку для пьяницы: «Покойник с гроба не встает, зеленого вина не пьет. Так и ты раб Божий (имя) вина не пьешь с ночи до зори, с зори до полудня, с полудня до вечера, с вечера на ночь. Аминь, аминь, аминь» (от А.П. Курбатовой) .

Сноски

  1. Логинов К.К. Из народной медицины Поилексья // Структура и динамика природных экосистем и формирование народной культуры на территории национального парка "Водлозерский". Петрозаводск, 2005, С. 112-115.
  2. В отличие от самого сильного нюхчезерского колдуна-"чернокнижнижника" Пущаева Ивана Макаровича, чертей из озера и покойников с кладбища он "не поднимал", но точно также, выражаясь словами наших информантов, "напускал и лечил "черные болезни".
  3. Великорусские заклинания: сб. Л.Н. Майкова. СПб.; Париж, 1992.
  4. Научный архив Карельского научного центра РАН, фонд 1, опись 6, д. 675 л.33.
  5. Там же, д. 675, л.33.
  6. Там же, д. 675, л..4.
  7. Там же, д. 674, л.39.
  8. Там же, д. 675, л.15.
  9. Там же, д. 675, л. 4.
  10. Там же, д. 707, л. 15.
  11. Или "рабу божью ярочку" и т. п.
  12. Там же, д. 674, л. 37,д. 707, л.14.
  13. Там же. д. 707, л. 10-11.
  14. Там же, д. 674, л. 39.
  15. Там же, д. 674, л.40.
  16. Там же, д. 674, л. 39.
  17. Там же, д. 675, л. 4.
  18. Там же, д. 674, л.40.
  19. Там же. д. 674, л.40.
  20. Там же, д. 707. л. 15.
  21. Там же, д. 707, л.14-15.
  22. Там же, д. 675, л.12.
  23. Там же, д. 674, л. 51-52.
  24. Там же, д. 674, л.42.
  25. Там же, д. 674. л.32, 43; д. 675, л.5.
  26. Там же, д. 674, л. 43.
  27. Там же, д. 674, л. 42-43.
  28. В записях 2004 года от той же знахарки: "Водушка матушка, всем водам мать, (далее по тексту).
  29. НАКНЦ, ф. 1. оп. 6, д. 674, л.37; д. 707, л. 2.
  30. НАКНЦ, ф. 1, оп. 6, д. 674, л.50; д. 707, л. 36.
  31. В магнитофонной записи 2004 года: "Куда ты пошла черная болезь и куда путь держишь?
  32. В магнитофонной записи 2004 года: "…по рабам божьим мужчинам, по рабам божьим женщинам, по малым детям. Откажу рабу божьему эту черную болезь в черное море, в золотые пески. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
  33. НАКНЦ, ф.1, оп.6, д. 707, л. 9-10.
  34. Там же, д. 707, л. 5.
  35. Там же, д. 675, л. 8.
  36. Там же, д. 675, л. 8.
  37. Там же, д. 675, л.10.
  38. Там же. д. 707, л.15.
  39. Там же. 675, л. 14.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет