А.В. Иванова. Сравнительный анализ современного состояния фольклорных традиций средней Мезени и Кенозерья.
Летом 2008 г. состоялась студенческая экспедиция факультета филологии и журналистики, организованная Центром изучения традиционной культуры Европейского Севера в Лешуконский район Архангельской области. Студенты под руководством профессора Н.В. Дранниковой исследовали современное состояние фольклорной традиции среднего течения реки Мезени (д. Юрома, Кеслома, Тиглява, Кельчемгора и др.).
Во время экспедиции было опрошено 50 информантов, записано около 88 часов аудиоматериалов, сделано 1248 кадров фотографий, снято около 36 часов видеоматериалов на цифровую видеокамеру.
Познакомившись с видеоматериалами Лешуконской экспедиции 2008 г., мы решили предпринять попытку провести небольшое сопоставление существующих фольклорных традиций, сохраняющихся на современных территориях Лешуконья и Кенозерья. Под Кенозерьем мы понимаем деревни, расположенные вокруг озер Кенозеро (Плесецкий район) и Лекшмозеро (Каргопольский район) и входящие в состав Кенозерского национального парка, на территории которого проходила студенческая экспедиция 2005 г. Материалы экспедиций включены в папки №500 (Плесецкий район, 2005 г.) и № 590 (Лешуконский район, 2008 г.).
Эти регионы давно известны фольклористике как очаги бытования былинной традиции. В Кенозерье в конце XIX - начале XX вв. работали А.Ф. Гильфердинг, П.Н. Рыбников, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы. Эпическую традицию Мезени и Лешуконья в начале XX в. изучали А.Д. Григорьев, А.М. Астахова. На протяжении XX в. эти районы постоянно находились в центре внимания исследователей, наблюдавших постепенное изменение сохранности фольклорных традиций. Экспедиции последних лет, в том числе Кенозерская и Лешуконская экспедиции 2005 и 2008 гг. Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера, подтвердили выводы о том, что эпическая традиция в этих краях исчезла. В редких случаях информанты вспоминают о том, что когда-то слышали былины. Так же редки и отрывочны записи текстов духовных стихов, исторических песен. При этом в Лешуконье в большей степени, чем в Кенозерье, продолжает бытовать песенная традиция. В последней экспедиции участникам удалось записать лирические песни, похоронные причитания. Хотя, конечно, для этих текстов характерны такие процессы как сокращение, влияние книжной традиции.
Достаточно долго в рассматриваемых нами регионах существовала сказочная традиция. В Кенозерье до сих пор рассказывают бытовые сказки анекдотического характера, высмеивающие различные человеческие пороки, - глупость, лень, жадность. В Лешуконье участникам экспедиции удалось записать два варианта сказки (СУС 480 "Мачеха и падчерица").
Необходимо отметить, что и в Кенозерье, и в Лешуконье наблюдается значительное влияние телевидения, радио, печатной продукции на фольклорную традицию, которое сказывается на содержании и полноте текстов разных жанров - сказке, предании, легенде, заговоре. Например, в поселке Поча Плесецкого района жители объясняют происхождение названия одноименной реки так: "Поча - значит свинья". Очевидно, что информация почерпнута из книжных источников. Присутствует процесс номинации, но от полноценного топонимического предания этот текст отличают отсутствие развернутой сюжетной линии, субъекта, не прочитываются временные координаты. В лешуконских видеозаписях есть интервью, в котором на вопрос: "Знаете ли Вы какие-нибудь приметы?" информант отвечает: "Да, их теперь много печатают".
Отметим, что в обоих регионах, несмотря на влияние книжной традиции, прослеживается значительная сохранность произведений несказочной прозы - преданий, легенд, быличек.
Большинство кенозерских устных рассказов связано с церквами, часовнями, обетными крестами. Это можно объяснить тем, что на территории Кенозерья в большей степени развито религиозное самосознание. Здесь сконцентрировано немалое количество памятников культовой архитектуры. Из 65 существовавших часовен сохранилось 40, из 18 церквей сохранилось 11. Часовни играли в приходской жизни Кенозерья значительную роль, зачастую даже более значимую, чем церкви. Церкви стояли лишь в крупных селах, а часовни возводили повсюду - почти в каждой деревне, в лесной чаще, возле дорог. Строились и содержались они "усердием крестьян" и вопреки всем существовавшим запретам. Историческая память местной общины достаточно хорошо сохраняет воспоминания о праздновании престольных праздников, дней памяти отдельных местночтимых святых. Лучшей сохранностью отличаются рассказы о разрушении местных храмов, об арестах священнослужителей. Вопросы об этих событиях всегда вызывают отклик информантов. Еще одно важное явление в местной культуре - "святые" рощи и "священные" деревья. Их на территории Кенозерья 45. Вокруг этих сакральных локусов сложилась традиция почитания, включающая ряд табу и запретов, строго оговоренных и передающихся из поколения в поколение норм поведения, обрядовых действий. Все, что выходит за рамки этой традиции, по мнению местных жителей, вызывает наказание свыше. Рассказы об этом в процессе бытования постепенно обрели свойства фольклорных произведений, где прослеживаются традиционные мотивы (нарушение общественного запрета, святотатство, наказание, искупление вины). В Лешуконье участниками экспедиции было отмечено сходное явление, связанное с распространенностью обетных крестов, которые местные жители устанавливают не только в памятных или знаковых местах, но даже во дворах собственных домов.
Так же хорошо в народной памяти обоих регионов сохраняются воспоминания о таком социально-экономическом процессе, происходившем в середине XX в., как расселение "неперспективных" деревень. В Кенозерье исследователям удается записывать подробные рассказы с описанием планировочной системы заброшенных деревень, их хозяйственной инфраструктуры, декоративного оформления домов, рассказы о "местных героях". Лешуконские рассказы сходного содержания возникают еще и вокруг такого явления как "коммуна".
Разносторонне представлена в фольклорных записях Лешуконской экспедиции календарная обрядность: воспоминания о праздновании Рождества, Иванова дня, Ильина дня, Воздвиженья Креста Господня, обряды и обычаи, связанные с ними ("На петровщину круги водили…", "10 августа Богородица. Ездили на съезжий праздник в Целегору"). Вместе с тем, в рассказах информантов наблюдается процесс отмирания традиционной праздничной культуры ("Некоторые на Пасху избы мыли, не было праздника").
Сильное влияние на состояние фольклорной традиции оказало вступление в колхозы и последующая колхозная жизнь. По лешуконским видеозаписям можно судить о том, что древние сельскохозяйственные обряды, такие, как дожин, в сознании местных жителей прочно связываются с колхозными работами, что подтверждается комментариями ряда информантов: "Дожин - это когда в колхозах".
Пожалуй, одна из наиболее активно бытующих групп произведений устной прозы и в Лешуконье, и в Кенозерье - былички. В Лешуконье зафиксировано немалое количество текстов о людях, наводящих икоту и страдающих икотой. Кенозерью это явление незнакомо. Здесь главными персонажами становятся домовой (жихарь), баенной, леший, люди, отведывающие (ищущие с помощью магических слов и действий) заблудившийся скот. Учитывая то, что это водный край (более 300 озер и рек), существование быличек о водяном вполне оправдано и подтверждено экспедициями 1960-х лет, но сейчас они практически исчезли. Единичные записи о водяном или русалках вплетены в контекст рассказов о рыболовстве.
В целом, жанровый и тематический состав фольклорных произведений разнообразен как в Кенозерье, так и в Лешуконье. Это и семейные родовые предания, охотничьи и рыбацкие рассказы, рассказы о суровых годах войны, в Кенозерье выделяются рассказы о выдающихся мастерах, еще сохраняются предания о заселении края, в Лешуконье встречаются причитания, сказки.
Источники: 1. Фольклорный архив ПГУ им. М.В. Ломоносова (далее - ФА ПГУ).
2. Ведерникова Н.М. Устная проза Кенозерья // Кенозерские чтения: Материалы 1-й Всероссийской научной конференции "Кенозерские чтения" (18-22 августа 2003 г.) / Отв. ред. Е.Ф. Шатковская. Архангельск, 2003. С. 37-46.
3. Сказки Кенского волочка / Вступ. ст., подгот. текстов и прим. Ю.И. Смирнова. Архангельск, 2004.
Контакты: Россия, г. Архангельск,
ул. Смольный Буян, д. 7
(7-й учебный корпус САФУ),
аудит. 203 "Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера" (Лаборатория фольклора). folk@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228 и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Руководитель проектов Н.В. Дранникова