Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
Маршруты экспедиций 2001 года / Фольклорная экспедиция кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Фольклорная экспедиция кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Сроки проведения: 6 - 28 августа 2001 г. Место проведения: Никольский район Вологодской области Руководители: Алла Васильевна Кулагина, Василий Александрович Ковпик, Евгений Васильевич Борисов Участники: 14 студентов и аспирантов Летом 2001 г. полевая практика проводилась в Никольском р-не Вологодской обл.; было обследовано более половины сельских поселений района. Основное внимание было уделено народной духовной культуре, вопросам бытования традиционных форм фольклора, его современного состояния, а также степени сохранности исторической памяти народа и обрядового комплекса (календарного и семейного). Работа велась в районном центре - городе Никольск, а также в деревнях и селах Никольского района; фольклористы побывали в деревнях и селах одиннадцати сельских советов: Краснополянского, Верхне- и Нижнекемского, Нигинского, Вахневского, Аргуновского, Теребаевского, Милофановского, 3авражского, Осиновского и Пермасского. Во время, предшествовавшее русской колонизации по берегам рек Юг, Кипшеньга, Шарженьга, Лундонга, Кема жили угро-финские племена, о чем свидетельствуют многие географические названия, в первую очередь гидронимы. Переселившиеся сюда славяне передавали местному населению опыт ведения земледельческих и других сельскохозяйственных работ. С XII века территория нынешнего Никольского района находилась во владении Великого Новгорода. Между Москвой и Новгородом шла борьба за новые земли. В 1478 г. все земли перешли во владение великих московских князей. Об этих далеких временах существует ряд преданий и легенд, многие из которых нам удалось записать. Согласно преданиям, с. Никольское было построено в конце XIV - начале XV века. Оно служило пристанью и перевалочной базой при перевозке товаров из южных областей в Архангельск, являясь торговым центром обширной округи. Вся территория, которую сейчас занимает Никольский район Вологодской области, до 1780 г. входила в состав огромного Великоустюжского уезда. В 1780 г. с. Никольское указом императрицы Екатерины II было объявлено городом и стало уездным центром. Основным богатством района является лес, которым занято около 70 % всей площади района. В связи с этим в деревнях и селах до сих пор бытует много быличек о леших, и нам удалось записать много интересных сюжетов о встречах с лешим, его внешности, о том, как он "водит" или "уносит"; а также былички о водяном, домовом, колдунах, ведьмах, покойниках, оборотнях и др. Помимо несказочной прозы были записаны и сказки (волшебные, бытовые, о животных): "Крошечка-Хаврошечка", "Поди туда - не знаю куда", "Марья Страховна", "Репка" и др. В календарной обрядовой поэзии наиболее богато представленными оказались вербные песни. Если сравнить специфику сохранности календарных обрядов и сопровождавшей их поэзии, то можно отметить, что почти для каждого района Поветлужья (где мы работали ранее) характерны свои "предпочтения": в Шарьинском и Пыщугском районе больше всего сохранились середокрестные песни, в Павинском - подблюдные песни "илии", в районах Нижегородского Поветлужья - вьюнишные песни. В Никольском районе Вологодской области (к бассейну Ветлуги относится лишь незначительные части его территории на юге и востоке района, а большинство земель принадлежит бассейну Юга, а также Кемы, притока Унжи) до сих пор активно живут песни-приговорки на Вербное воскресенье. И взрослые, и дети в Вербное воскресенье хлещут тех, кого застанут утром в постели, вербой и приговаривают:
Верба ты, верба, Нами также было записано много рассказов о праздновании Святок, о ряжении, гаданиях и играх. Раньше исполнение игровых песен было приурочено почти без исключения к Святкам, и они назывались "святошными". Особый интерес представляют записанные нами заговоры (от порчи скотины, на хороший урожай, при проводах в армию, в дорогу, от зубной боли, грыжи, от грозы, обереги от нечистой силы и др.). Многие заговоры имеют развернутую эпическую форму, например нижеследующий заговор "ото всех болезней": "Встану я, раб Божий, поутру рано, благословеся и перекрестеся, умоюся свежей водой, утрусь чистым полотенцем, пойду, благословеся и перекрестеся, из дверей в двери, широкие ворота забраные, в чистое поле, под ясное небо, под красное солнышко, под частые звезды, в восточную сторону. На конце света белого есть Океан - святое море, у Океана лежит серый камень, на камне стоит церковь-матушка, в той церкве-матушке золотой престол, на золотом престоле сидит Тифинская Божья Мать. На престоле она сидит-подстригается, все боли снимает, уничтожает, кончает, снимает с раба Божия - от семидесяти грыж, от семидесяти болятков, от семидесяти родимцев, от семидесяти страхов, от семидесяти переполохов, от семидесяти приходивших и мимоходивших, от напрасных болей, от двенадцати грыж, от двенадцати тишин, от двенадцати болятков и родимцев. Еще я помолюся - Царица Небесная, матушка Тифинская, сними с раба Божия с буйной головушки, из ясных очей, из серых бровей, из ресниц, из щек, из зубов, из чрева костееда, из шеи, из спины, из черева, из кишок, из костей, из мозгов, из рук, из ног, из подпятков - со всего человеческого стана, с раба Божия сними, смахни; положи двенадцатеры ножницы, разрежь и стриги в мелкие части, во все четыре стороны, отпусти во чистое поле, на буйные ветры, на свежую воду, из Унжи во Волгу, в Океан - святое море. В Океане - святом море лежит белый камень Латырь. Как батюшко камень лежит, никаких болей, хворей не знает, - так и мне, рабу Божию, не знать ни болей, ни хворей. Отныне и до веку растет, подрастает, никаких болей не знает. Аминь. Аминь. Аминь" (наговорить на вино или воду). Также записаны и краткие - формульные - заговоры, например: "Шла баба по речке, вела быка на нитке. Нитка оборвалась - кровь у раба Божия унялась". Большинство записанных заговоров - христианской направленности, но есть и языческие, например, те, в которых заговаривающий обращается за помощью к персонифицированным силам природы, например: "Вечерняя зорюшка Мария, Мария Иановна, темная ночная, полуночная, сними с раба Божия всю бессонницу, всю неугомонницу, дай рабу Божию сну-спокою". Семейная обрядовая поэзия, в отличие от заговоров, сохранилась хуже. Похоронные причитания уже ушли из бытования, но нам все же удалось записать их (исполнялись при входе в дом, где лежит покойный; при выносе из дома; у могилы). Самый полный свадебный обряд нам удалось записать от Анны Тимофеевны Баданиной, 1913 г. рожд., из д. Пахомово Пермасского сельсовета Никольского района. Зафиксированы как ход обряда, так и развернутые свадебные причитания (на вечерине, на самой свадьбе). Ценным является то, что Анна Тимофеевна много раз участвовала в свадьбах, выступая в роли причитальщицы - "вытницы". Благодаря ее прекрасной памяти и тому, что она являлась непосредственной участницей обряда, мы смогли услышать подробный рассказ о старинной вологодской свадьбе, сопровождавшейся причитаниями. Ее рассказ и причитания были записаны не только рукописным способом, но и на аудиопленку, а также сняты на видео. Многоголосное пение в Никольском районе уже давно утрачено; нам не удалось встретить женщин, которые могли бы петь "артельно". Тем не менее от последних знатоков традиционного фольклора все же были записаны традиционные лирические песни, хотя и в небольшом количестве. Наиболее богато и разнообразно в районе представлены частушки, в т. ч. и мужские. Замечательным исполнителем таких частушек оказался Николай Михайлович Чебыкин из д. Скочково Милофановского сельсовета Никольского района, певший под тальянку "со звоном", игре на которой он научился у своего отца. Ой, мы гуляем два братанчика, Милка лебедь, милка лебедь, Вынял, вынял бы сердечко Ой, погуляем эту осень Ой, дорогой товарищ мой, Женские частушки также часто исполняются под тальянку, причем в самом высоком регистре, какой доступен женскому голосу, почти всегда фальцетом, в своеобразном пронзительном тембре. Любопытно, что без тальянки частушки поются в обычном диапазоне и в обычной манере, лишенной особого напряжения голоса (по мнению музыковедов, это связано с особо звонким тембром никольских тальянок с колокольцами, на которых всегда играют чрезвычайно громко, и со стремлением певиц, создав тембровый ансамбль, быть его равноправными участниками, не быть заглушенными). Как и в районах костромского и нижегородского Поветлужья, в Никольском наиболее активно, помимо частушек, бытуют городские песни и новые баллады, но они здесь все же менее популярны, чем в костромском Поветлужье. Как и в соседнем Павинском районе Костромской области, в Никольском районе Вологодской области отмечена тенденция к рукописному хранению и передаче частушек, духовных стихов, пословиц и заговоров. Нами скопировано несколько подобных рукописных сборников разных жанров, создававшихся с сознательной установкой на архивирование и передачу последующим поколениям. Это "своды" фольклорных и околофольклорных текстов (генеалогические записи, сопровожденные семейными преданиями, мемуарные формы дневников, включающие в т. ч. и фольклорные материалы, самозаписи "профессионалов" - организаторов народных обрядов и торжеств: знахарей, повитух и крестильных бабок, свадебных дружек, представителей т. наз. "народного духовенства", сборники песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д., оставляемые как наследство или памятный дар для внуков). В г. Никольске нами был установлен тесный контакт с местными работниками культуры, которые занимаются как собиранием фольклора, так и возрождением традиционных народных ремесел и промыслов своего края. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик и А. А. Родионова посетили и находящийся в 160 км к северу от Никольска г. Великий Устюг, центр Великоустюжского р-на Вологодской обл., стоящий при слиянии рек Сухоны и Юга (Никольск стоит также на р. Юг, ближе к его верховьям). В Великом Устюге особое значение для нас имели предания и легенды о двух Христа ради юродивых - Прокопии Устюжском и Иоанне Устюжском. Прокопий (выходец из Германии, сын ганзейского купца) принял православное крещение в Новгороде. По преданию, он первый юродивый на Руси. Прибыв в Великий Устюг, он поселился на паперти храма, питался подаянием, но от богатых милостыни не принимал. В морозы спал на куче навоза. Он обладал даром пророчества: предсказал рождение Стефана Пермского, помог жителям Великого Устюга спастись от сильного урагана, отмолив у Бога и избавив устюжан от гибели. После смерти Прокопия начались чудеса и исцеления на его могиле. Подвижнический путь Прокопия повторил Иоанн Устюжский, умерший в 18-летнем возрасте. В Великом Устюге в церкви Вознесения сохраняется икона XVIII в., с 40 клеймами, изображающими события жития св. Прокопия, почти по каждому из которых существуют и фольклорные легенды. Другой интересный объект связан с традициями празднования Нового Года - это "вотчина" Деда Мороза, которая находится в живописном месте в 10 км от Великого Устюга. В последние годы многие хотят встречать Новый Год "на родине Деда Мороза". Здесь планируется большое строительство - санные и лыжные трассы, гостиницы, развлекательный центр, музейный комплекс (уже сейчас в Великом Устюге действует уникальная выставка елочных украшений разных периодов русской истории), а также дворец Деда Мороза с академией, где будут проходить обучение Деды Морозы и Снегурочки. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик Статьи по итогам экспедиций в районной газете г. Никольска "Авангард" |
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|