Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А.В. Иванова. Сравнительный анализ современного состояния фольклорных традиций средней Мезени и Кенозерья.

    Летом 2008 г. состоялась студенческая экспедиция факультета филологии и журналистики, организованная Центром изучения традиционной культуры Европейского Севера в Лешуконский район Архангельской области. Студенты под руководством профессора Н.В. Дранниковой исследовали современное состояние фольклорной традиции среднего течения реки Мезени (д. Юрома, Кеслома, Тиглява, Кельчемгора и др.).
    Во время экспедиции было опрошено 50 информантов, записано около 88 часов аудиоматериалов, сделано 1248 кадров фотографий, снято около 36 часов видеоматериалов на цифровую видеокамеру.
    Познакомившись с видеоматериалами Лешуконской экспедиции 2008 г., мы решили предпринять попытку провести небольшое сопоставление существующих фольклорных традиций, сохраняющихся на современных территориях Лешуконья и Кенозерья. Под Кенозерьем мы понимаем деревни, расположенные вокруг озер Кенозеро (Плесецкий район) и Лекшмозеро (Каргопольский район) и входящие в состав Кенозерского национального парка, на территории которого проходила студенческая экспедиция 2005 г. Материалы экспедиций включены в папки №500 (Плесецкий район, 2005 г.) и № 590 (Лешуконский район, 2008 г.).
    Эти регионы давно известны фольклористике как очаги бытования былинной традиции. В Кенозерье в конце XIX - начале XX вв. работали А.Ф. Гильфердинг, П.Н. Рыбников, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы. Эпическую традицию Мезени и Лешуконья в начале XX в. изучали А.Д. Григорьев, А.М. Астахова. На протяжении XX в. эти районы постоянно находились в центре внимания исследователей, наблюдавших постепенное изменение сохранности фольклорных традиций. Экспедиции последних лет, в том числе Кенозерская и Лешуконская экспедиции 2005 и 2008 гг. Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера, подтвердили выводы о том, что эпическая традиция в этих краях исчезла. В редких случаях информанты вспоминают о том, что когда-то слышали былины. Так же редки и отрывочны записи текстов духовных стихов, исторических песен. При этом в Лешуконье в большей степени, чем в Кенозерье, продолжает бытовать песенная традиция. В последней экспедиции участникам удалось записать лирические песни, похоронные причитания. Хотя, конечно, для этих текстов характерны такие процессы как сокращение, влияние книжной традиции.
    Достаточно долго в рассматриваемых нами регионах существовала сказочная традиция. В Кенозерье до сих пор рассказывают бытовые сказки анекдотического характера, высмеивающие различные человеческие пороки, - глупость, лень, жадность. В Лешуконье участникам экспедиции удалось записать два варианта сказки (СУС 480 "Мачеха и падчерица").
    Необходимо отметить, что и в Кенозерье, и в Лешуконье наблюдается значительное влияние телевидения, радио, печатной продукции на фольклорную традицию, которое сказывается на содержании и полноте текстов разных жанров - сказке, предании, легенде, заговоре. Например, в поселке Поча Плесецкого района жители объясняют происхождение названия одноименной реки так: "Поча - значит свинья". Очевидно, что информация почерпнута из книжных источников. Присутствует процесс номинации, но от полноценного топонимического предания этот текст отличают отсутствие развернутой сюжетной линии, субъекта, не прочитываются временные координаты. В лешуконских видеозаписях есть интервью, в котором на вопрос: "Знаете ли Вы какие-нибудь приметы?" информант отвечает: "Да, их теперь много печатают".
    Отметим, что в обоих регионах, несмотря на влияние книжной традиции, прослеживается значительная сохранность произведений несказочной прозы - преданий, легенд, быличек.
    Большинство кенозерских устных рассказов связано с церквами, часовнями, обетными крестами. Это можно объяснить тем, что на территории Кенозерья в большей степени развито религиозное самосознание. Здесь сконцентрировано немалое количество памятников культовой архитектуры. Из 65 существовавших часовен сохранилось 40, из 18 церквей сохранилось 11. Часовни играли в приходской жизни Кенозерья значительную роль, зачастую даже более значимую, чем церкви. Церкви стояли лишь в крупных селах, а часовни возводили повсюду - почти в каждой деревне, в лесной чаще, возле дорог. Строились и содержались они "усердием крестьян" и вопреки всем существовавшим запретам. Историческая память местной общины достаточно хорошо сохраняет воспоминания о праздновании престольных праздников, дней памяти отдельных местночтимых святых. Лучшей сохранностью отличаются рассказы о разрушении местных храмов, об арестах священнослужителей. Вопросы об этих событиях всегда вызывают отклик информантов. Еще одно важное явление в местной культуре - "святые" рощи и "священные" деревья. Их на территории Кенозерья 45. Вокруг этих сакральных локусов сложилась традиция почитания, включающая ряд табу и запретов, строго оговоренных и передающихся из поколения в поколение норм поведения, обрядовых действий. Все, что выходит за рамки этой традиции, по мнению местных жителей, вызывает наказание свыше. Рассказы об этом в процессе бытования постепенно обрели свойства фольклорных произведений, где прослеживаются традиционные мотивы (нарушение общественного запрета, святотатство, наказание, искупление вины). В Лешуконье участниками экспедиции было отмечено сходное явление, связанное с распространенностью обетных крестов, которые местные жители устанавливают не только в памятных или знаковых местах, но даже во дворах собственных домов.
    Так же хорошо в народной памяти обоих регионов сохраняются воспоминания о таком социально-экономическом процессе, происходившем в середине XX в., как расселение "неперспективных" деревень. В Кенозерье исследователям удается записывать подробные рассказы с описанием планировочной системы заброшенных деревень, их хозяйственной инфраструктуры, декоративного оформления домов, рассказы о "местных героях". Лешуконские рассказы сходного содержания возникают еще и вокруг такого явления как "коммуна".
    Разносторонне представлена в фольклорных записях Лешуконской экспедиции календарная обрядность: воспоминания о праздновании Рождества, Иванова дня, Ильина дня, Воздвиженья Креста Господня, обряды и обычаи, связанные с ними ("На петровщину круги водили…", "10 августа Богородица. Ездили на съезжий праздник в Целегору"). Вместе с тем, в рассказах информантов наблюдается процесс отмирания традиционной праздничной культуры ("Некоторые на Пасху избы мыли, не было праздника").
     Сильное влияние на состояние фольклорной традиции оказало вступление в колхозы и последующая колхозная жизнь. По лешуконским видеозаписям можно судить о том, что древние сельскохозяйственные обряды, такие, как дожин, в сознании местных жителей прочно связываются с колхозными работами, что подтверждается комментариями ряда информантов: "Дожин - это когда в колхозах".
    Пожалуй, одна из наиболее активно бытующих групп произведений устной прозы и в Лешуконье, и в Кенозерье - былички. В Лешуконье зафиксировано немалое количество текстов о людях, наводящих икоту и страдающих икотой. Кенозерью это явление незнакомо. Здесь главными персонажами становятся домовой (жихарь), баенной, леший, люди, отведывающие (ищущие с помощью магических слов и действий) заблудившийся скот. Учитывая то, что это водный край (более 300 озер и рек), существование быличек о водяном вполне оправдано и подтверждено экспедициями 1960-х лет, но сейчас они практически исчезли. Единичные записи о водяном или русалках вплетены в контекст рассказов о рыболовстве.
    В целом, жанровый и тематический состав фольклорных произведений разнообразен как в Кенозерье, так и в Лешуконье. Это и семейные родовые предания, охотничьи и рыбацкие рассказы, рассказы о суровых годах войны, в Кенозерье выделяются рассказы о выдающихся мастерах, еще сохраняются предания о заселении края, в Лешуконье встречаются причитания, сказки.

Источники:
1. Фольклорный архив ПГУ им. М.В. Ломоносова (далее - ФА ПГУ).
2. Ведерникова Н.М. Устная проза Кенозерья // Кенозерские чтения: Материалы 1-й Всероссийской научной конференции "Кенозерские чтения" (18-22 августа 2003 г.) / Отв. ред. Е.Ф. Шатковская. Архангельск, 2003. С. 37-46.
3. Сказки Кенского волочка / Вступ. ст., подгот. текстов и прим. Ю.И. Смирнова. Архангельск, 2004.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет