Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
Маршруты экспедиций 2009 года / Полевые исследования сотрудников сектора этнологии в 2009 г. Место проведения: Лекшмозеро, Каргопольский р-н Архангельской области, Колодозеро, Пудожский р-н Карелии Время проведения: 10.07-20.07.2009 г. Руководитель: А.П. Конкка Участники:К.К. Логинов, В.П. Орфинский и др. Основные выводы по результатам экспедиционной поездки К.К. Логинова в Лекшмозерье (Каргопольский р-н Архангельской области) и в Колодозерье (Пудожский р-н Карелии) Наиболее научно значимым представляется вывод, сделанный по результатам работы в экспедиции, что русские Лекшмозерья представляли собой "этнолокальную" группу русских Каргополья, то есть субэтническую группу наименьшей таксономической величины, обладающую признаками субэтничности. К этим признакам относится, прежде всего, наличие неплохо выраженного этнического самосознания, базирующегося на осознании общности своей группы и культурной непохожести ее на остальные группы соседнего русского населения. Как и представители любой иной этнолокальной группы, лекшмозеры имеют четкие представления о границах расселения своей группы (у субэтнических групп более высокого таксономического уровня эти представления расплывчаты, нечетки), а сама территория расселения группы отделена от территорий расселения ближайших соседей не менее, чем на 40 км. Представители этой группы обладают самоназванием "лекшмозера", совпадающим с экзоэтнонимом (названием со стороны других русских), признаются окружающим населением в качестве особой группы русских. У них бытовал говор, отличный от говора соседнего русского населения. Общее самоназвание "лекшмозера" базируется на притяженности поселений группы к самому важному географическому объекту на территории их расселения. Представления лекшмозеров о происхождении своей группы от общих предков "новгородцев", хоть и не адекватно отражают историческую действительность, тоже позволяют им считать себя особой группой среди русских Каргополья. В традиционной культуре лекшмозеров удалось выделить элементы локальной этнической специфики, которые осознаются и самими лекшмозерами в качестве признаков, выделяющих их из общей русской среды. Это практически весь комплекс местного лекшмозерского рыболовства, основанный на промысле в озере Лекшмозере и в приустьевых участках впадающих в него речек и вытекающей из Лекшмозера реки, лодка лекшмозерского типа (хорошо приспособленная к условиям плавания именно в этом озере), особенности формы местной упряжной дуги, а также местные особенности в украшении женских праздничных рубах и полотенец с помощью полихромной вышивки. В расцветке вышивок, преобладает красный и желтый цвет, присутствуют также зеленые, синие и коричневые цвета. Если вышивки красным по белому характерны для русских в целом, то наличие полихромности в северно-русских вышивках является свидетельством включения прибалтийско-финского субстрата в состав русских. Причем наличие в полихромных вышивках значительной доли желтого цвета (в меньшей степени - коричневого) говорит в пользу того, что субстрат этот имеет отношение к древним вепсам. Коричневый цвет, впрочем, столько характерен для вепсов Межозерья, сколько для районов исторического расселения Чуди Заволоцкой. Русские Колодозерья представляют собой обычную территориальную (территориально-локальную) группу русских Карелии с общерусским самосознанием. Известный отечественный этнограф С.А. Токарев называл такой уровень этнического самосознания "аморфным". Локальность самосознания таких групп тяготела к наименованию главного административного пункта административной территории, ничего субэтнического в себе не содержала. Таким образом, колодозерцы считали и считают себя прежде всего русскими, потом "пудожанами", затем уже - колодозерами (большая часть их поселений расположена по берегам озера Колодозера или на незначительном от него удалении). В традиционно-бытовой культуре колодозеров тоже встречались элементы локальной специфики, но они не осознавались в качестве элементов специфики субэтнического характера. К ним, в первую очередь, следует отнести местную очень короткую и узкую лодочку "колодозерского" типа, имевшую в носовой части весьма характерную деталь "шойду" (фото 1), у лодок соседнего Пудожского и Каргопольского района не встречавшуюся. Судя по названию детали, она встречалась у лодок колодозеров в их очень далеком, еще дославянском, прошлом, либо со времен расселения карел среди пудожских русских. Вторым по значимости выводом из работы в экспедиции, как представляется, являются свидетельства массового проникновения в Пудожье этнических карел, которые фиксируются по большому числу разнообразных по формам "карсикко", вырубленных на деревьях сельских кладбищ Колодозера, Корбозера и Кривцев (фото 2, 3). Причем древняя традиция в Пудожье не угасла до наших дней, на что указывает наличие "карсикко" новоделов у поворота дороги на новое кривецкое кладбище и на самом этом кладбище. В Лекшмозерье же традиция "карсикко" в основном ушла в прошлое, сохранилась лишь в способах пометок, оставляемых на деревьях для ориентирования в лесу. Всего в Лекшмозерье автором опрошено 13 информантов, сделано 60 кадров; в Колодозерье - опрошено 9 информантов, сделано (в Колодозерье и соседних Кривцах) - 83 кадра. Заполнено 1,5 тетради записями от руки, на диктофон сделано 5 часов записи. Среди материалов, в том числе полноценных 10 хозяйственных и целительских заговоров. Участником экспедиции от Петрозаводской консерватории, Ю.И. Кавыршиной в Лекшмозерье была зафиксирована полноценная "знахарская тетрадь". Ею же были записаны полные тексты нескольких народных песен с напевом, что в наши дни является уже большой удачей фольклористов и музыковедов. По традиционной культуре лекшмозерцев имеется печатная работа "Русские. Традиционный уклад Лекшмозерья". Часть I, II. Москва 1993. Ее автором составителем является Г.Н. Мелехова, а редакторами известные этнографы Ю.Б. Симченко и В.А. Тишков. Работа содержит огромное количество фактического материала, который в настоящее время уже не собрать. Например, лексики, связанной с названиями составных частей сельскохозяйственных орудий. Однако в составе экспедиции не было, видимо, профессионального этнографа, а также архитектора, которые бы смогли представить полноценный анализ полученных в 1980-е годы сведений. Так что работа представляет собой, хоть и исключительно ценную, но все же всего лишь подборку записанных текстов. В частности, лекшмозеры поименованы там всего лишь "группой, сохранившей до настоящего времени своеобразные традиции в народной культуре" (С.3). В работе имеется непростительный для этнографов пропуск описания местных обрядов, связанных с зачином во время жатвы и некоторые другие. По рыболовству и охоте нам удалось собрать значительно больше сведений, чем представлено в труде Г.Н. Мелеховой. В заслугу Г.Н. Мелеховой надо поставить и создание при школе и в местной администрации Музея крестьянской культуры Лекшмозерья, в котором представлены многие ценные для этнографии артефакты, еще не вовлеченные в процесс анализа и изучения. К ним, без сомнения, должны быть отнесены рыбацкие прялки и набилки с резными изображениями, отражающими весьма архаические народные представления о духах-хозяевах природных стихий, жилища, предков (фото 5, 6). В музей д. Колодозеров, собранный усилиями местных учителей и школьников, к сожалению, попасть не удалось.
|
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|