Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
Маршруты экспедиций 2009 года / Экспедиция Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера ПГУ Место проведения: д. Сояна, Мезенского района Архангельской области Время проведения: 1 - 14 июля 2009 Руководитель: Н.В. Дранникова Экспедиция ПГУ в 2009 г. проходила в одном из самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Мезенского района - деревне Сояне, в полиэтническом районе, где проживают русские и ассимилировавшиеся ненцы. В экспедиции принимали участие студенты факультета филологии и журналистики. Целью экспедиции было изучение современной этнокультурной традиции и локальной идентичности местного населения, а также сбор материала, связанный с различными промысловыми практиками. Оборудованная нами территория является частью региона Поморья, хотя ее жители также занимались и сельским хозяйством.
Сояна находится на одноименном притоке реки Кулоя в его нижнем течении. В 2003 г. нами была организована экспедиция в верхнее течение Кулоя - деревни Совполье и Карьеполье, входящие в состав Совпольского сельского совета, территория которого в различные периоды времени переходила от Мезенского уезда к Пинежскому. Обрядовый календарь Сояны сформировался на основе общерусского. Сохранились воспоминания о съезжих праздниках Петрове дне в Сояне и Иванове дне в Долгощелье. Наиболее развит оказался святочный цикл праздников. От Буториной Марфы Андреевны (102 г.) удалось записать виноградие молодцу "У Михаила в соборе у Архангела". Следует отметить, что виноградие потеряло ритуальный характер и, по словам исполнительницы, могло исполняться в любое время. Традиционной для северо-восточной архангельской традиции является местная строительная обрядность. Так как Сояна зона межэтнического пограничья, где ненцы ассимилировались с русскими, - большой интерес для нас представляли ненецкие обряды и обычаи, которые являются более архаичными по сравнению с русскими. Персонажи мифологического пантеона в обследованном ареале типичны для северо-восточной традиции. Значительную часть из них составляют "духи-хозяева", представители и покровители природных и культурных локусов и объектов. Сюжетно оформленные тексты о них и поверья справедливо можно относить к области "классического" фольклора. При этом в отличие от ряда других традиционных жанров, они продолжают активно бытовать и в настоящее время, благодаря устойчивости традиционных представлений и практик, на которых основываются, а также благодаря самой исполнительской форме - рассказыванию. В каждой деревне существуют предания, раскрывающие происхождение ее названия. С их помощью жители деревни создают представительский образ своего селения. Нами обнаружено 3 предания, в которых объясняется происхождение Сояны. Устная история - новое направление в фольклористике. Нами записаны рассказы женщин о том, как в юности в годы войны они работали на лесозаготовках в южных районах Архангельской области. Жители Сояны и Долгощелья имеют развитую локальную идентичность. О развитой локальной идентичности местных сообществ свидетельствуют формы локальной идентификации и самоидентификации, проявляющиеся в прозвищной фольклорно-речевой практике. Жители Сояны называют себя чухарями, жители Долгощелья принимают по отношению к себе прозвище Турция и турки. Итак, фольклорная традиция обследованного нами региона сильно разрушена. По сравнению с пинежскими деревнями, хорошо изученными нами в предыдущих экспедициях, фольклорная традиция оказалась слабее. Утрачена певческая культура (сделаны единичные записи протяжных песен) и традиция исполнения сказок. Отмечено большое количество песенных литературных переделок. Более функциональна оказалась магическая практика и фольклор речевых ситуаций. Слабо развита календарная обрядность, но получила развитие система съезжих праздников. Ситуация напоминает нам картину бытования фольклора на территории Совпольского сельского совета (в верхнем течении Кулоя), где в 2003 г. была организована работа еще одной нашей экспедиции. Сделанные наблюдения позволяют говорить о существовании кулойской фольклорной традиции, локальными вариантами которой являются соянская и совпольская традиции. Также нами отмечается большая близость кулойского материала мезенской фольклорной традиции, которая охватывает бассейн Нижней и Средней Мезени, нижнепинежеской (нижнее течение реки Пинеги) и традиции Зимнего берега Белого моря..
|
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|