Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Маршруты экспедиций 2009 года / Полевые исследования сотрудников сектора этнологии в 2009 г.

Место проведения: Лекшмозеро, Каргопольский р-н Архангельской области, Колодозеро, Пудожский р-н Карелии

Время проведения: 10.07-20.07.2009 г.

Руководитель: А.П. Конкка

Участники:К.К. Логинов, В.П. Орфинский и др.

Основные выводы по результатам экспедиционной поездки К.К. Логинова в Лекшмозерье (Каргопольский р-н Архангельской области) и в Колодозерье (Пудожский р-н Карелии)

    Наиболее научно значимым представляется вывод, сделанный по результатам работы в экспедиции, что русские Лекшмозерья представляли собой "этнолокальную" группу русских Каргополья, то есть субэтническую группу наименьшей таксономической величины, обладающую признаками субэтничности. К этим признакам относится, прежде всего, наличие неплохо выраженного этнического самосознания, базирующегося на осознании общности своей группы и культурной непохожести ее на остальные группы соседнего русского населения. Как и представители любой иной этнолокальной группы, лекшмозеры имеют четкие представления о границах расселения своей группы (у субэтнических групп более высокого таксономического уровня эти представления расплывчаты, нечетки), а сама территория расселения группы отделена от территорий расселения ближайших соседей не менее, чем на 40 км. Представители этой группы обладают самоназванием "лекшмозера", совпадающим с экзоэтнонимом (названием со стороны других русских), признаются окружающим населением в качестве особой группы русских. У них бытовал говор, отличный от говора соседнего русского населения. Общее самоназвание "лекшмозера" базируется на притяженности поселений группы к самому важному географическому объекту на территории их расселения. Представления лекшмозеров о происхождении своей группы от общих предков "новгородцев", хоть и не адекватно отражают историческую действительность, тоже позволяют им считать себя особой группой среди русских Каргополья. В традиционной культуре лекшмозеров удалось выделить элементы локальной этнической специфики, которые осознаются и самими лекшмозерами в качестве признаков, выделяющих их из общей русской среды. Это практически весь комплекс местного лекшмозерского рыболовства, основанный на промысле в озере Лекшмозере и в приустьевых участках впадающих в него речек и вытекающей из Лекшмозера реки, лодка лекшмозерского типа (хорошо приспособленная к условиям плавания именно в этом озере), особенности формы местной упряжной дуги, а также местные особенности в украшении женских праздничных рубах и полотенец с помощью полихромной вышивки. В расцветке вышивок, преобладает красный и желтый цвет, присутствуют также зеленые, синие и коричневые цвета. Если вышивки красным по белому характерны для русских в целом, то наличие полихромности в северно-русских вышивках является свидетельством включения прибалтийско-финского субстрата в состав русских. Причем наличие в полихромных вышивках значительной доли желтого цвета (в меньшей степени - коричневого) говорит в пользу того, что субстрат этот имеет отношение к древним вепсам. Коричневый цвет, впрочем, столько характерен для вепсов Межозерья, сколько для районов исторического расселения Чуди Заволоцкой.

    Русские Колодозерья представляют собой обычную территориальную (территориально-локальную) группу русских Карелии с общерусским самосознанием. Известный отечественный этнограф С.А. Токарев называл такой уровень этнического самосознания "аморфным". Локальность самосознания таких групп тяготела к наименованию главного административного пункта административной территории, ничего субэтнического в себе не содержала. Таким образом, колодозерцы считали и считают себя прежде всего русскими, потом "пудожанами", затем уже - колодозерами (большая часть их поселений расположена по берегам озера Колодозера или на незначительном от него удалении). В традиционно-бытовой культуре колодозеров тоже встречались элементы локальной специфики, но они не осознавались в качестве элементов специфики субэтнического характера. К ним, в первую очередь, следует отнести местную очень короткую и узкую лодочку "колодозерского" типа, имевшую в носовой части весьма характерную деталь "шойду" (фото 1), у лодок соседнего Пудожского и Каргопольского района не встречавшуюся. Судя по названию детали, она встречалась у лодок колодозеров в их очень далеком, еще дославянском, прошлом, либо со времен расселения карел среди пудожских русских.

    Вторым по значимости выводом из работы в экспедиции, как представляется, являются свидетельства массового проникновения в Пудожье этнических карел, которые фиксируются по большому числу разнообразных по формам "карсикко", вырубленных на деревьях сельских кладбищ Колодозера, Корбозера и Кривцев (фото 2, 3). Причем древняя традиция в Пудожье не угасла до наших дней, на что указывает наличие "карсикко" новоделов у поворота дороги на новое кривецкое кладбище и на самом этом кладбище. В Лекшмозерье же традиция "карсикко" в основном ушла в прошлое, сохранилась лишь в способах пометок, оставляемых на деревьях для ориентирования в лесу.

    Всего в Лекшмозерье автором опрошено 13 информантов, сделано 60 кадров; в Колодозерье - опрошено 9 информантов, сделано (в Колодозерье и соседних Кривцах) - 83 кадра. Заполнено 1,5 тетради записями от руки, на диктофон сделано 5 часов записи. Среди материалов, в том числе полноценных 10 хозяйственных и целительских заговоров. Участником экспедиции от Петрозаводской консерватории, Ю.И. Кавыршиной в Лекшмозерье была зафиксирована полноценная "знахарская тетрадь". Ею же были записаны полные тексты нескольких народных песен с напевом, что в наши дни является уже большой удачей фольклористов и музыковедов.

    По традиционной культуре лекшмозерцев имеется печатная работа "Русские. Традиционный уклад Лекшмозерья". Часть I, II. Москва 1993. Ее автором составителем является Г.Н. Мелехова, а редакторами известные этнографы Ю.Б. Симченко и В.А. Тишков. Работа содержит огромное количество фактического материала, который в настоящее время уже не собрать. Например, лексики, связанной с названиями составных частей сельскохозяйственных орудий. Однако в составе экспедиции не было, видимо, профессионального этнографа, а также архитектора, которые бы смогли представить полноценный анализ полученных в 1980-е годы сведений. Так что работа представляет собой, хоть и исключительно ценную, но все же всего лишь подборку записанных текстов. В частности, лекшмозеры поименованы там всего лишь "группой, сохранившей до настоящего времени своеобразные традиции в народной культуре" (С.3). В работе имеется непростительный для этнографов пропуск описания местных обрядов, связанных с зачином во время жатвы и некоторые другие. По рыболовству и охоте нам удалось собрать значительно больше сведений, чем представлено в труде Г.Н. Мелеховой. В заслугу Г.Н. Мелеховой надо поставить и создание при школе и в местной администрации Музея крестьянской культуры Лекшмозерья, в котором представлены многие ценные для этнографии артефакты, еще не вовлеченные в процесс анализа и изучения. К ним, без сомнения, должны быть отнесены рыбацкие прялки и набилки с резными изображениями, отражающими весьма архаические народные представления о духах-хозяевах природных стихий, жилища, предков (фото 5, 6). В музей д. Колодозеров, собранный усилиями местных учителей и школьников, к сожалению, попасть не удалось.

Смотреть фотографии экспедиции

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет