Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
Маршруты экспедиций 2010 года / Сроки и место проведения: Руководитель: к.и.н, с.н.с., Институт ЯЛИ КарНЦ РАН, г. Петрозаводск - К.К. Логинов В полевом сезоне 2010 года из-за нехватки средств на исследования в поле состоялось всего 3 выезда из Петрозаводска для сбора этнографических материалов. Первый был двухдневным (27-28.02.20010 г.) в д. Куганаволок (Водлозерье) и г. Пудож (Республика Карелия), втрой однодневным (30.03. 2010 г.) в Сегежу (Республика Карелия) для работы с информантом-выгозёром, ныне живущим в городе, лишь третий выезд был полноценной экспедиционной поездкой на оз.Выгозеров (Республика Карелия) и в д.Нюхчезеро Онежского района Архангельской области, совершенной с 30.06. по 14.07.2010 г. на средства Нацпарка "Водлозерский". Никаких сенсационных открытий в этих поездках сделано не было. На Водлозере и в г. Пудоже удалось собрать неплохой материал по традиционной пище водлозеров (фото 1), народному целительству русских д.Водла, по быту и обычаям цыган бывшей Олонецкой губернии. Несколько необычным оказался информант Гашкова (Кархунен) М.В. (фото 2), с которым довелось работать в однодневной поездке в г.Сегеже. Пожилая женщина прекрасно помнила обычаи и обряды своего детства и девичества (в частности, святочные) карельской деревни Тетернаволок, при этом хорошо была информирована о повседневных, родильных и похоронных обычаях и магических наговорах русских Выгозерья, в котором жила после выхода замуж. В экспедиционной поездке на Выгозеро состоялось посещение школьного музея пос.Валдай (фото 3) , от информантов "второго поколения" были записаны материалы по традиционно-бытовой культуре выгозеров, включая несколько заговоров, касающихся скотоводства и земледелия. Особо стоит отметить материал из д.Вожмогора по традиционной экипировке местных охотников (в том числе: о "лыжах" и "болотоступах" из лапника хвойных пород деревьев, о меховой обуви для охоты с подхода на токовищах 1 , о деревенском охотничьем "масхалате" (фото 4) и т.д. и т.п.). Таких материалов за 33 года полевой практики автор не записывал даже от информантов-охотников, чей возраст превышал 100 лет. На Выгозере же, в пос. Валдай, был записан богатый заговорный и бытовой материал из "досюльной" жизни крестьян д.Нюхчезеро от старейшей жительницы этой деревни, знахарки Зуевой (фото 5) . Был сделан визит к самой известной гадалке средней Карелии Кунделевой (фото 6). В д. Нюхчезеро из предполагаемых трёх традиционных построек (крестьянских домов) была обнаружена в сохранности лишь одна, а именно бывшая курная изба, в которой ныне проживает семья инспектора национального парка "Водлозерский" Романова В.Г. (фото 7). Изба почти не подверглась перестройке (сохранились тесанные топором сильно закопченные потолочины и полы (фото 8), но внешний вид её (фото 9) сильно изменен нынешним хозяином избы за счет приделки различных архитектурных деталей и украшений с несохранившихся строений деревни. Зато совершенно ясно, что консоли домов в деревне Нюхчезеро оформлялись по "вепсскому типу" (фото 10) . В окрестностях д. Нюхчезеро было обнаружено несколько деревьев-"карсикко", в том числе с вырезанными на них инициалами и родовыми знаками, классическая "дорожная сосна" у выхода тропинки к озеру (фото 11) . Не удалось осмотреть остатки деревенского моста через Домашнюю реку, со слов видевших его информантов, обладающего непривычными для мостов Архангельской области конструкцией. Осмотр прицерковного кладбища привел к плачевным выводам: за 60 лет, прошедших после оставления жителями деревни, исчезли не только деревянные намогильные кресты, но и сами могилы сравнялись с землей. Удается выделить лишь те, что по периметру были обложены камнями. На месте церкви нет ничего, кроме нескольких валунов, лежащих в её основании. На одной из берез на кладбище был обнаружен "завет", состоящий" из погребального венка (фото 12) , доставленный на место кладбища бывшим её жителем в 2005 году. Отыскать могилы отца и матери он не смог, поэтому и повесил свой "заветный" подарок на дерево. Таковы, в общем и целом, не очень-то впечатляющие находки и "открытия" автора в полевом сезоне 2010 г. Ещё и ещё раз подтверждается ставшей уже банальной истина: "тонкий ледок" традиционности народной культуры все более и более истончается, угрожая исчезнуть вовсе в очень скором времени. 1Наподобие мокасин индейцев, без подошвы, отличных этим даже от простейших традиционных для Русского Севера меховых "канег". К.К.Логинов. к.и.н, с.н.с., Институт ЯЛИ КарНЦ РАН, г. Петрозаводск
|
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|