Маршруты экспедиций 2010 года / Экспедиция ГОУВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
Сроки проведения: с 28 июня по 7 июля 2010 г.
Место проведения: поселок Свирское Лодейнопольского района Ленинградской области
Руководитель: старший преподаватель кафедры литературы историко-филологического факультета Татьяна Владимировна Бауэр
Участники: ст. преподаватель Бауэр Т.В., студенты -
Букина М.И. (411 гр.), Пономарева Е.А. (411 гр.), Алупова С.Ю. (412
гр.), Пошарина Е.Н. (412 гр.), Севрук Р.В. (412 гр.), Шелякова О.В.
(412 гр.). В экспедиции также принимала участие к.ф.н., сотрудник
фольклорной лаборатории Лариева Э.В.
Цель экспедиции (предполагаемые результаты):
изучение народного православия в рамках локальной традиции.
Основные результаты (краткий отчет):
Работа проводилась по вопросникам, составленным
сотрудниками фольклорной лаборатории РГГУ под руководством А.Б. Мороза,
а также по разработанному специально для экспедиции вопроснику, который
корректировался и дополнялся в ходе экспедиционной работы.
Наиболее богатым и разнообразным оказался
материал, связанный с историей монастыря, его современным состоянием и
отношением к его деятельности информантов. Анализ текстов показывает,
что при характеристике местными жителями образа монастыря в настоящем
определенную роль играет категория «чужести», проявляющаяся
на различных взаимосвязанных между собой уровнях. Так, в прозвищных
номинациях насельников монастыря подчеркивается их этническая чужесть,
что влияет, в свою очередь, на характер деятельности, которая
представляется как противоречащая интересам местного населения,
захватническая (в отношении территории, социально значимых объектов),
не соответствующая местным православным традициям (в отношении
восстановительных работ), имеющая, прежде всего, коммерческую
направленность с привлечением трудовых ресурсов «со
стороны» и т.п. Все это ведет к десакрализации образа монастыря.
Мотив потери святости поддерживается также текстами о подложных мощах,
так как местная фольклорная традиция активно продуцирует слухи о
подмене тела или демонстрации паломникам муляжа. В связи с
вышесказанным образ монастыря как святого места в рассказах местных
жителей трансформируется в образ музея, туристической
достопримечательности, причем деятельность этого «музея»
ориентирована на «чужих» в противовес его изначальной
православной миссии – быть духовным центром края и действовать в
интересах местных жителей, ностальгически вспоминающих по рассказам
своих предков дореволюционную историю и деятельность монастыря. Что
касается текстов, связанных непосредственно с образом святого, то
наиболее частотными являются рассказы об исцелениях и как их антипод
– тексты о не совершившемся чуде. Реже встречаются видения,
центральным персонажем которых является Александр Свирский, и
практически неизвестны устной традиции основные житийные эпизоды.
В ходе практики было опрошено 55 информантов,
из них 14 мужчин и 41 женщина. Средний возраст информантов – 55
лет, причем большинство респондентов – это люди 50 лет и старше.
Среди респондентов преобладают местные жители и дачники, паломники с
трудом шли на контакт, и, к сожалению, беседы были непродолжительны,
монахи отказывались общаться (в ходе практики удалось пообщаться только
с одним бывшим монахом, а также со священником церкви в д. Кондуши). В
ходе экспедиции сделано около 20 часов записи на цифровые носители,
также производилась фотосъемка.
Для участников экспедиции была организована
экскурсия по Александро-Свирскому монастырю. Удалось также посетить
близлежащую деревню Кондуши, где были сделаны записи от местных
жителей. Кроме того, местный священник познакомил студентов с историей
храма в д. Кондуши.
В целом, данная тема является перспективной и
может получить свое развитие при организации фольклорной практики при
Введено-Оятском монастыре, где упокоены родители Александра Свирского.
Собранные материалы в цифровом виде будут переданы в фольклорную лабораторию КГПА.
Контакты: Россия, г. Архангельск,
ул. Смольный Буян, д. 7
(7-й учебный корпус САФУ),
аудит. 203 "Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера" (Лаборатория фольклора). folk@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228 и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Руководитель проектов Н.В. Дранникова