Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Статьи / Т.Г. Иванова. Марфа Семеновна Крюкова

Марфа Семеновна Крюкова (1876-1954), уроженка с.Нижняя Зимняя Зототица на Зимнем берегу Белого моря, в истории русской фольклористики занимает особое место. Первая встреча собирателей со сказительницей произошла в 1899 г., когда москоский студент А.В.Марков побывал в Зимней Зототице и записал от ее матери Аграфены Матвеевны и двоюродного деда Гаврилы Леонтьевича Крюковых десятки старин. Опубликованные в 1901 г. в сборнике А.В.Маркова "Беломорские былины",[1] они вошли в золотой фонд русской науки о "живой старине". Во время своей поездки в Поморье в 1901 г. А.В.Марков еще раз заехал в Зимнюю Золотицу и опять работал с Крюковыми.[2]

От Марфы, тогда еще совсем молодой девушки, А.В.Марков за две своих экспедиции записал 7 старин и 2 духовных стиха. Былинное знание в народной традиции всегда было связано с людьми зрелого возраста. Поэтому Аграфена, слушая пение своей дочери, справедливо замечала, что Марфа поет "нескладно". Тем не менее с ранней юности, с 14 лет, Марфа в родном селе славилась как песенница. В научном же мире в последующие три десятилетия исследователи неоднократно обращались к старинам семьи Крюковых, но имя Марфы, самой младшей из семьи, всегда оставалось в тени славы ее матери и деда.

После встречи с А.В.Марковым, с которым Марфа провела не один долгий светлый летний вечер, она надолго выпала из поля внимания фольклористики. Личная жизнь М.С.Крюковой не сложилась. Любовь к книге, которая привлекала ее с юности, отталкивала от нее потенциальных женихов и их родителей, желавших заполучить в лице невестки в дом работницу. Замуж М.С.Крюкова так и не вышла. После смерти матери и холостого брата Артемия, с которыми она жила, в начале 1930-х гг. Марфа вынуждена была перейти в семью своей замужней сестры Павлы, причем стала там фактически работницей.

Летом 1934 г. по совету известной собирательницы былин А.М.Астаховой начинающий фольклорист, аспирант Ленинградского государственного университета В.П.Чужимов совершил поездку в Зимнюю Золотицу. Если в экспедиции А.В.Маркова центральными фигурами были мать и дед сказительницы, то для В.П.Чужимова главной экспедиционной удачей стала встреча с самой Марфой. Собиратель записал от нее несколько старин. Две из них - "Гарвес" и "Князь Михайло" - были опубликованы в "Советском фольклоре".[3] Комментируя эту публикацию, А.М.Астахова отметила, что в творчестве М.С.Крюковой сказывается влияние волшебно-рыцарских романов XVIII в., которые сказительница могла знать по лубочным изданиям (старина "Гарвес" очевидно является поэтическим переложением одного из таких романов), и чрезвычайно сильно выражено импровизационное начало (традиционная былина-баллада "Князь Михало", занимающая у других сказителей в среднем 150 стихов, у М.С.Крюковой превратилась в поэму в 923 стиха, обильно насыщенную психологическими деталями). В том же 1934 г. с М.С.Крюковой встречалась также А.Колотилова, в будущем создательница Северного русского народного хора. Со встреч Марфы Крюковой с В.П.Чужимовым и А.Колотиловой и началось ее восхождение к всероссийской известности.

Жизнь М.С.Крюковой начала круто меняться в 1937 г., когда страна готовилась отметить 20-летие Октябрьской революции. В это время фольклористы всеми силами старались осуществить поставленную перед ними сталинским режимом задачу - найти в народе эпические произведения, воспевающие советскую власть. Народные сказители эпоса такого рода не пели, и тогда собиратели решили помочь им в создании "новин" - былин на советские темы. Необычайный импровизационный дар М.С.Крюковой, способной в стихотворную форму облечь практически любую идею, оказался востребованным временем и господствовавшей идеологией.

В марте 1937 г. редакция газеты "Правда" вызвала М.С.Крюкову в Москву. Тогда А.Колотиловой было поручено помочь сказительнице сочинить советские сказы. Посещение музея В.И.Ленина и мавзолея способствовало рождению знаменитого плача о вожде пролетариата "Каменна Москва вся проплакала", опубликованного 9 сентября в газете "Правда" и неоднократно переизданного в других изданиях. Тогда же была создана новина "Слава Сталину будет вечная", вошедшая в сборник редакции "Правды" "Творчество народов СССР",[4] вобравший в себя инспирированные собирателями произведения народных сказителей. С этого времени М.С.Крюкова оказалась в поле повышенного внимания властей и фольклористов.

В июне 1937 г. М.С.Крюкову вызвали из Зимней Золотицы в Архангельск для участия в областной олимпиаде народного творчества. К сказительнице был приставлен литератор Викторин Попов, который должен был помочь М.С.Крюковой создать новые произведения о советских героях. В эти дни Архангельск жил впечатлениями о героических полетах летчиков, высадивших на Северном полюсе первую советскую дрейфующую станцию. В городе находился знаменитый по эпопее с пароходом "Челюскин" полярник О.Ю.Шмидт, которому, как писали газеты, "старушка-поморка" Марфа Крюкова "передала былины о нем".[5] В этих "былинах" О.Ю.Шмидт, носивший длинную бороду, именовался Поколен-борода. Тогда же, в июне 1937 г., снабдив сказительницу необходимыми фактами из биографии В.И.Ленина, В.Попов побудил ее на создание длинного, более чем в тысячу стихов, "Сказа о Ленине". В этом же году вышли два сборника ее новин, подготовленных В.Поповым.[6] Так поморка Марфа Крюкова стала известна не только в научных фольклористических сферах, но и в самых широких общественно-литературных кругах.

Если бы судьбе было угодно, чтобы с М.С.Крюковой работали только собиратели типа Викторина Попова, явно эксплутировавшие возможность за счет народных сказителей заработать собственную литературную репутацию, то творчество самой Марфы сегодня вызывало бы интерес только как пример литературного курьеза сталинских времен. Однако, к счастью, от сказительницы в 1930-е гг. записывали и серьезные профессиональные фольклористы.

В июле-августе 1937 г. А.М.Астахова вместе с аспирантками И.М.Колесницкой и М.А.Шнеерсон по поручению Фольклорной комиссии Института этнографии АН СССР (Ленинград) ездила в Зимнюю Золотицу. Тогда от М.С.Крюковой было записано 40 былин, составляющих по объему около 50 печатных листов. К сожалению, эти записи до сих пор остаются неопубликованными (хранятся в фольклорном архиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). Только в наше время они готовятся к печати в рамках серии "Былины" Свода русского фольклора. Однако именно А.М.Астахова первой в нашей фольклористике дала подлинно научную характеристику творчества М.С.Крюковой. По наблюдениям исследовательницы, сказительница смело изменяла традиционные композиционные схемы старин, вплетала в них новые мотивы, вводила в фольклорные произведения несвойственные им психологические мотивировки в поведении героев, давала пространные описания пейзажей и т.д. Все это определяло особое место ее былин в фольклорной традиции, строящейся на стереотипии и типических повторениях. Мощная фольклорная традиция Зимнего берега, многочисленные книжные источники, совершенное владение техникой былинного стиха и эпических формул и непревзойденный импровизаторский дар - вот четыре фактора, определяющие огромный, несравнимый ни с одним из русских сказителей, репертуар Марфы Крюковой.[7]

В том же 1937 г. с М.С.Крюковой начали работать московские фольклористки из Государственного литературного музея Э.Г.Бородина-Морозова и Р.С.Липец. Вскоре, в 1939-1941 гг., они издали двухтомный сборник былин сказительницы, сразу же завоевавший авторитет в отечественной фольклористике.[8] Это главная книга Марфы Крюковой.

Весной 1938 г. власти устроили М.С.Крюковой, до 1937 г. не выезжавшей из своей деревни, большое путешествие по Советскому Союзу. Она снова побывала в Москве, а затем в Азербайджане и Грузии. На Кавказе сказительница посетила музей И.В.Сталина на его родине в с.Гори - культовом месте во времена сталинского режима. Так родились очередные славословия в честь Сталина, отраженные в сборниках "Новины Марфы Семеновны Крюковой" (М., 1939) и "Новины М.С.Крюковой" (Архангельск, 1939), подготовленных В.Поповым. Героями новин М.С.Крюковой стали красные полководцы К.Е.Ворошилов и В.И.Чапаев, писатель и "верный друг" Ленина и Сталина Максим Горький, "филостох-мудрец" Михайла Ломоносов и др. В своих произведениях она воспевала события Гражданской войны на Русском Севере, героическое покорение советскими людьми Арктики, колхозные поля, Красную Армию, советскую Родину. В.Попов записывал от М.С.Крюковой и сказки.[9] Второе путешествие Марфы привело ее в Киев - город, который ей был знаком по былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.[10]

Летом 1939 г., наряду с подлинно фольклорными былинами, Э.Г.Бородина-Морозова записала от сказительницы несколько новин, которые явились поэтической биографией исполнительницы. В песенно-стихотворной форме она изложила свои воспоминания о деде, о своей семье, о приезде в Нижнюю Зимнюю Золотицу А.В.Маркова, о последующих событиях своей жизни. Так родилась необычная, по-своему уникальная автобиографическая книга М.С.Крюковой "На Зимнем береге, у моря Белого".[11]

В 1939 г. по решению архангельских властей в родной деревне для Марфы Крюковой был построен новый дом. Сказительница для власть имущих стала воплощенным примером заботы партии и правительства о "простом советском человеке". В марте 1940 г. Архангельск торжественно отметил 65-летие со дня рождения М.С.Крюковой. В "Правде Севера" за 24 и 25 марта был опубликован портрет сказительницы, тексты поздравительных телеграмм от Обкома партии, Обкома ВЛКСМ и других организаций, даны статьи о ее творчестве, ее собственные произведения. Среди других материалов был и сказ пинежанки А.Е.Суховерховой "Изо всех звезд краше всех", посвященный М.С.Крюковой. Так золотицкая сказительница, воспевавшая в своих произведениях советских героев, сама стала героиней сказа.

Во время Великой Отечественной войны Марфа Крюкова, движимая патриотическими чувствами, сочинила ряд сказов о войне. Их записали Э.Г.Бородина-Морозова и А.А.Морозов, подолгу в годы военного лихолетья и в послевоенное время жившие в Зимней Золотице. Произведения военных лет публиковались в газетах "Правда" и "Правда Севера", в журналах "Звезда", "Краснофлотец", "Пограничник", "Крестьянка" и др.

В послевоенный период гуманитарная общественность продолжала интересоваться старинами М.С.Крюковой. Э.Г.Бородина-Морозова и А.А.Морозов издали еще два ее сборника.[12] Произведения сказительницы, старые и новые, печатались в различных периодических изданиях. Сказительница скончалась 7 января 1954 г. Некролог М.С.Крюковой, члена Союза советских писателей и орденоносца, был опубликован в "Литературной газете".[13]

При всей благополучности и лакировочности последних двадцати лет жизни сказительницы, судьба ее по-своему драматична. Наделенная незаурядным имровизаторским талантом, сравнимым, пожалуй, только с даром заонежской плачеи Ирины Андреевны Федосовой, чьим творчеством восхищались М.Горький и Ф.И.Шаляпин, умная и любознательная, не по-крестьянски начитанная, Марфа Крюкова в 1930-е - 1950-е гг. купалась в славе и была обласкана властью. Это светлая сторона ее жизни. Однако талант М.С.Крюковой был поставлен на службу сталинскому режиму. И именно поэтому ее творчество современными исследователями воспринимается неоднозначно. Как бы то ни было, творчество Марфы Крюковой - это заметная страница в истории русской культуры. И нам, живущим в новой России, надо эту страницу помнить и знать.


1. Марков А.В. Беломорские былины. М., 1901.

2. См.: Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 г. А.В.Марковым, А.Л.Масловым м Б.А.Богословским. Ч.1. Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица // Труды Музыкально-этнографической комиссии. М., 1901. Т.1. С.11-157. Все записи собирателя были переизданы и дополнены по архивным материалам уже в наше время С.Н.Азбелевым, см.: Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А.В.Маркова / Изд. Подготовили С.Н.Азбелев и Ю.И.Марченко. СПб., 2002.

3. Чужимов В.П. Новые записи былин в Поморье // Советский фольклор: Сборник статей и материалов. М.; Л., 1936. Вып.2-3. С.119-151.

4. Творчество народов СССР / Под ред. А.М.Горького, Л.З.Мехлиса, А.И.Стецкого. М., 1937.

5. Участники экспедиции на Северный полюс в Архангельске // Комсомольская правда. 1937. 24 июня, N 143.

6. Сказания Марфы Семеновны Крюковой: Сказание о Ленине. Чапай. Поколен-борода и ясные соколы / Запись, обраб. и послесл. В.Попова. М., 1937; Сказания-поэмы Марфы Семеновны Крюковой / Запись, обраб. и послесл. В.Попова. Архангельск, 1937. В 1938 г. В.Попов издал также еще одну книгу - "Сказание о Ленине Марфы Семеновны Крюковой" (М., 1938).

7. См.: Астахова А.М. Беломорская сказительница М.С.Крюкова // Советский фольклор: Сбрпник статей и материалов. М.; Л., 1939. Вып.6. С.176-213.

8. Былины М.С.Крюковой / Записали и коммент. Э.Бородина и Р.Липец. М., 1939-1941. Т.1-2 (Летописи Гос. лит. музея; Кн.6). 9См.: Крюкова М.С. Нагай-птица / Записал В.Попов. Архангельск, 1940; Крюкова М.С. Сказки / Запись и ред. В.Попова. Архангельск, 1940.

10. См. подробнее: Попов В. Марфа Крюкова. М., 1940. 11Крюкова М.С. На Зимнем береге, у моря Белого / Зап. летом 1939 г. Э.Бородина-Морозова. Архангельск, 1940.

12. См.: Крюкова М.С. О богатырях старопрежних и нынешних / Запись Э.Г.Бородиной-Морозовой и А.А.Морозова. Архангельск, 1946; Крюкова М.С. Беломорские былины / Запись Э.Г.Бородиной-Морозовой. Архангельск, 1953.

13. М.С.Крюкова. Некролог // Лит. газета. 1954. 9 янв., N 4.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет