Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
|
ГЛАВНАЯ
2008-2011 (Русский Север) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Очное отделение
Магистратура
Аспирантура
ПРОЕКТЫ
|
ПУБЛИКАЦИИ / Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10 – 13 ноября 1998 г.). Вып. 2 / Отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2000. – 136 с. Кравченко С.В. История на Севере в представлении крестьянских писателей XIX века Проблема отношения демократического автора к истории в контексте книжной народной культуры Севера представляется мало изученной. В этой связи изучение письменных памятников, характеризуемых понятием «народная литература», способствует выявлению индивидуальной точки зрения низового автора на исторические события и актуализируется особым вниманием исследователей к рецепции низового автора в контексте традиционной народной культуры. С этих позиций показательно творчество нескольких неизвестных низовых авторов, чьи тексты (документы, дневники, письма, стихи, записки и т.п.) находятся в музеях Вологодской области. Особый интерес в ряду последних вызывают сочинения крестьянского поэта Г.П.Историкова (1826–1894), сохранившиеся в двух рукописных сборниках[i]. Непритязательные стихи Г.П.Историкова – своеобразная панорама жизни вологодского крепостного крестьянина прошлого столетия. На долю автора выпало пережить все перипетии судьбы русского человека из народа. В стихах воспевает он родину, замечательный уголок Вологодского края Грязовец и Обнору, а также крестьянское житье: Лишь только солнце в вечеру померкнет И люди все идут домой, Луна взойдет – в селеньях всех осветит, Крестьянин кроется под кровлею родной… Крестьянин, отдохнув, труд вчерашний забывает, В труде своем он отдыха не знает. На уме его печаль, тоска и горе, И дом его соха и крестьянская доля…[ii] Любовь писать стихи у Историкова была большая, но он писал малограмотно и часто употреблял слова не понимая их значения. К сожалению, никто не мог помочь ему в этом. Он посылал свои стихи в редакции, но безуспешно, над ним там только смеялись. Нашелся один служащий какого-то департамента Иван Богданов, который прочитал его стихотворения, похвалил за старание и указал на недостатки его стихов. В течение пяти лет Историков работал по контракту в переплетной мастерской графини Замыцкой, где он читал доступные его пониманию книги и сам покупал их для себя. В мастерской научился Гриша Историков читать по-латински и по-гречески, изобрел свои письменные знаки, чтобы не могли другие прочитать некоторые его заметки, вел свои немудреные записки, в которых отмечал все, что казалось ему интересным. Затем Историков поступил в военную службу, по окончании которой он жил у себя в деревне, где вел записи по сельскому хозяйству, огородничеству и садоводству, выписывал роскошные дорогие издания на свои скудные средства. В последние годы жизни сам собирал милостыню, скончался шестидесяти восьми лет буквально нищим. Уважение к книжности и высокой образованности отразилось в его стихах, например, в стихотворении под названием «Благодарение России Нестору, Печорскому летописцу»: Нестор, великий и славный летописец русский! Тебе от россов честь и слава Идет немолчно к небесам, И от славного града Киева, И от матушки Москвы Мы все благодарим тебя; Славный Нестор, русский летописец, Лишь лист твой читать мы начинаем, То тебя, великий человек, вспоминаем За твое великое старанье. Твое писанье нам дороже злата, Ты пишешь, как Россия наша началась[iii]. Отсюда важная черта подхода писателя к истории: очевидно, что во всех своих сочинениях автор проявляет себя скорее как мемуарист, а не историк. Второй оригинальный автор-краелюб В.Т.Попов (1828–1899) составил обстоятельное описание г.Тотьмы. Родился он в семье удельного крестьянина Тотемского уезда и, окончив начальное училище в селе Спасском, прошел путь от волостного писаря в Турундаевском удельном отделении до Почетного Мирового Судьи по Тотемскому уезду. Помимо уездной общественной деятельности, Попов интересовался местной историей и имел довольно ценную библиотеку по Северу. В историческом очерке «Город Тотьма, Вологодской губернии»[iv] «писатель буквально по годам прослеживает историю города до 1885 г. Автор относит основание Тотьмы к 1138 г., ссылаясь на Н.М.Карамзина. Под собственным именем Тотьма история города начинается с 1539 г., и с этого времени автор по годам описывает события этого края. В их изложении автор придерживается летописного стиля повествования. Так, рядом приводятся известия, никак между собою не связанные (например, на с. 38 сообщается: «В 1681 – 82 годах цена соли в Тотьме на заводе была 6 и 7 копеек за пуд. В 1682 году, во время стрелецкого бунта, у стрелецкого полковника Грибоедова правительством были отняты вотчины, и он сослан в Тотъму. В 1682 году учреждена Устюжская епархия, к которой причислен и город Тотьма. Первым епископом был Геласим»). Многое в книге В.Т.Попова является заимствованием из других исследований. Встречаются также и весьма интересные сведения о внутренней городской истории, например, статистические данные по социальному составу населения (в 1782 г. в Тотьме было 82 купца, в середине XIX века никто из их потомков в Тотемском купечестве не состоял, здесь же приводятся сведения об образовательной системе уезда и промыслах (солеварении). Отметим, что подобно летописцу писатель не стремится к самовыражению, оставаясь внешне бесстрастным повествователем, хроникером событий. Таким образом, наряду с трудами местных историографов А.Соскина, И.Слободского, Л.Вологдина и т.п. сочинение В.Т.Попова можно рассматривать как опыт собрания всех фактографических сведений о городе Тотьме. Третий автор, многое сделавший в области изучения исторического быта Кадниковского уезда, А.А.Шустиков (1859 – ?), родился в семье крестьянина в д.Хмелевской Кадниковского уезда. А.А.Шустиков был вольнослушателем Киевского университета, из которого был исключен по политическим мотивам. Возвратясь в Вологду, он всецело посвятил себя изучению местной этнографии и фольклора. Его разнообразные труды в этих областях были дважды оценены серебряными медалями от Императорского Русского географического общества, членом которого он состоял (этнографический очерк «Троичина» и этнографические материалы по Вельскому уезду). Сотрудничая с целым рядом столичных журналов и газет («Живая старина», «Русский курьер», «Русские ведомости» и пр.) и провинциальных («Северный край», «Вологодский листок» и др.), Шустиков помещал в них помимо этнографических очерков корреспонденции из местной жизни на современные темы и беллетристические опыты, собранные в сборнике «Плоды досуга» (1900), ставшем теперь библиографической редкостью[v]. Ведущую роль в этнографических произведениях Шустикова занимала крестьянская тема. К теме русского северного крестьянства писатель обратился в начале своего творческого пути. Уже в юношеском возрасте он получил от Императорского Русского географического общества серебряную медаль за сочинение «Троичина». Одиннадцать маленьких очерков, помещенных в сборнике «Плоды досуга», имеющем подзаголовок «Бытовые очерки, картинки и рассказы из северно-русской жизни», обнаруживают в авторе дарование, не лишенное оригинальности. Писатель на двух-трех страничках рисует какую-нибудь бытовую картину или сцену, и перед читателем предстает жизненная драма, маленькая поэма действительности. Очерки «На сельском сходе» и «На мирском переделе земли» отображают практику проведения в Вологодской губернии так называемых «мирских сходов» – собраний крестьян, проживающих в данной волости или деревне, на которых обсуждались самые разнообразные вопросы. Практика их проведения была распространена в России повсеместно и продержалась до 1929 г. Рассказ «Село Шаталово и его обитатели» – это своеобразная драма из народного быта, повествующая о трагической участи жителей северного села. Драматическая коллизия вызвана нарушением нравственных устоев патриархальной жизни шаталовцев под влиянием «новой» морали, «власти купона». Тем самым обнаруживается ориентация автора на толстовскую и чеховскую традиции. В беллетристическом очерке «Леший» Шустиков продемонстрировал возможность соединения увлекательной формы повествования и этнографического содержания. B основе повествования лежат традиционные в мировой литературе и фольклоре демонологические мотивы, отражающие народные поверья о нечистой силе. Получив широкое распространение в «народных книгах» – полуфольклорных, новеллистических произведениях, материал которых ближе к быличкам, бывальщинам, волшебно-рыцарским романам и т.д., эти мотивы проникли и в творчество русских писателей. Особенно часто к народным поверьям и быличкам о леших, домовых, русалках обращались писатели-романтики (Сомов, Веневитинов, Якубович и др.). Представляется актуальным выявление генезиса бытования фольклорных мотивов в народной литературе Севера. В этой связи обращение Шустикова к фольклору позволило глубже раскрыть мировоззрение и психологию героев очерка. Автор активно пользуется крестьянской лексикой, также включает в повествование обороты разговорной речи. Опираясь на суеверные рассказы одного из охотников, автор умело обыгрывает мотивы бывальщин. Итак, памятники крестьянской, низовой литературы собранные воедино, позволяют составить достаточно полное представление о духовной культуре Севера. Публикация таких текстов является сегодня одной из актуальных задач. ПРИМЕЧАНИЯ © Кравченко С.В., 2000 [i] Стихи Г.П.Историкова //27391: Сб. литературный. XX в. (30?е годы) – 78 л. – Л.4 – 23. 27411. Послание Г.П.Историкова друзьям в больницу с толкованием библии, евангелия, святого причастия, покаяния и т.д. XIX в. 33 л. + 1 л. [ii] Крестьянское житье //Сб. литературный. XX в. – Л.5. [iii] Благодарение России Нестору, Печорскому летописцу //Сб. литературный. XX в. – Л.15. [iv] Попов В.Т. Город Тотьма, Вологодской губернии: Исторический очерк. – Вологда, 1886. [v] Плоды досуга. Очерки и рассказы из северной русской жизни. – Ярославль, 1900. |
1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ 2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве! © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта Контакты:
E-mail:n.drannikova@narfu.ru
Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
|