Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10 – 13 ноября 1998 г.). Вып. 2 / Отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2000. – 136 с.

« вернуться к содержанию

Козинская Л.Г. Заяц в свадебном обряде

Образ зайца поэтично представлен в разнообразных формах северного русского фольклора: считалках, сказках, играх, песнях, хороводах, обрядовых приговорах, заговорах, поверьях, загадках, пословицах и поговорках.

Особое место в этнографической науке занимает образ зайца в свадебном обряде. Большие исследования о символике зайца в славянском обрядовом фольклоре провел А.В.Гура. В своей статье он пишет: «На Севере, на компактной территории, охватывающей восточную часть Новгородской губернии (Кирилловский уезд), юго-западную часть Вологодской губернии (Кадниковский, Вологодский и Грязовецкий уезды), а также в Ярославской губернии распространен обряд подношения «зайчика» с просьбой денег или угощения за него»[i].

Мною зафиксированы и собраны материалы о свадебном «заюшке» в Трети и других деревнях Коношского района Архангельской области. Треть включает в себя куст из трех деревень – Паунинской, Харламовской, Мотылево. Раньше они входили в Кремлевскую волость Кадниковского уезда Вологодской губернии. На 1 января 1927 года волость граничила на севере с Мелентьевской волостью Каргопольского уезда, на востоке – с Тавреньгской волостью Вельского уезда, на западе – с Явеньгской, Ротковецкой и юге – Троицеенальской волостями Кадниковского уезда.

Все современные сведения о традиционном свадебном обряде Трети, которыми я располагаю, представляют собой воспоминания участников и очевидцев событий приблизительно первой половины двадцатого века (исследования проводились в 1987, 1989, 1990 годах). Этот обряд представляет собой сложное единство ритуальных действий, отправление которых, как правило, затягивалось на много дней (две-три недели) и включало в себя полный набор свадебной поэзии.

Обряд подношения «заюшки» жениху был зафиксирован мною, как один из самостоятельных этапов свадьбы. Свадебный заяц изготовлялся, точнее сворачивался, из белого холста или платка. Позднее его стали сворачивать из цветной материи (считалось это более престижным). Украшали зайца девичьими украшениями: цветами, бисером, пуговками, цветными нитками и т.д. Подносили «заюшка» жениху две девушки, невестины «подручницы». Подношение «заюшки» сопровождалось приговором, который произносился одновременно двумя девушками речитативом, с последующей напевной, округляющей конец причета нотой. Так, например, А.Шустиков в своем очерке «Троичина Кадниковского уезда» за 1883 год описывает подношение «зайчика»: «… Затем девицы поют разные хвалебные песни, за этими песнями (также с песнями в своем роде) подносят на тарелке каждому из поезжан «зайчика», который делается из платка и увешивается кольцами, серьгами, лентами и прочими безделушками. Каждый из поезжан обязан посмотреть этого «зайчика» и вместе с ним положить на тарелку сколько-нибудь денег (смотря по средствам). Деньги, собранные таким образом, идут в пользу девиц и делятся ими поровну»[ii].

Чтобы воочию представить образ и символику свадебного «заюшки», посмотрим на него глазами жителей Трети. Моими информантами были в основном женщины 1904, 1909, 1911 года рождения. Первые записи были произведены на Вохтоме Коношского района в 1976 году от Семиной Клавдии Александровны, 1904 г.р. Сама она родом из Кленовского сельсовета, замуж выходила в деревню Вадью. На ее свадьбе подносили жениху «заюшка»: «Вот, когда нивесте к венцу идти, посторонняя, чужая, бойкая, голосистая женщина подносила заюшку».

Отрывок приговора помнила плохо, путалась. Помнит:


«Заюшко биленькой, 

Жоних миленькой. 

Заюшко скочил, 

Лапоньки в маслице обмочил. 

……………………………… 

– Жоних, заюшка ломай, 

Выкуп, денёжки давай. 

……………………………… 

Жоних завернул заюшка в носовик. Выкуп отдал».

- «Заюшка делали на свадьбу. Найдут вот лепеток-лоскуток, жички, шерстяные нитки цветные, бусины. Сделают красиво! Лапки перевьют нитками. Хвостик завивали»[iii].

- «И невесту обряжали к венцу: матка родная, божатка, знахарь. В это время заюшка подносят деувки. Заюшка сделан из холста, бисеру, цветочки, пуговки на груди, бусинки на ушках, глазка из бисеру, на ножках иголки влиплены»[iv].

- «Заюшка подносят вконец»[v].

- «Заюшка перво делали из носового платка. Вот только насадят на него бускув, бусиринок всяких светлых. Вот поставят на стол. Заюшко засыплют прениками суропными. Да там сколько денег дают. А заюшка-то жоних возьмет себе»[vi].

- «Заюшко с лентоцьками на иглах, на тарелоцьке посажен»[vii].

- «Заюшко на иголоцьках, в бисере. Чотыре иголоцьки вместо ножек. По тарелоцьке-то заюшко скользит»[viii].

- «На долони-то заюшко светитче»[ix].

- «Заюшку подносили жениху до венця. Подносили заюшкя. Нонь, дак свидетели, а перво, дак подручничи… . Две деувки… . Заюшко сделан из тряпичи, ну, из носового платка. Иголоцьки вместо ножек влиплены. Да вот, поди, сейцясь мне, наверно, заюшка-то и не сделать? А на стол-от жониху заюшка садишь, дак иголоцьки-те вынешь. Жоних говорит: «Заюшко-то у вас упаув!». Вот им на тарелку-то пряников-то и насыплют, и денег дают. А вот, если жоних иголоцьки из заюшкя не вынет, то девки кричат ему: «Жоних, у заюшкя-то ножки подломи! А то убежит!». Когда подносишь «заюшкя», то говорить нужно круто, не сбиваясь, а то и выкупа не дают». А парни-те сзади стоят, только путают»[x].

Варианты приговоров заюшке


I. 

«Ножки с подходом, 

А ручки с подносом, 

Голова с поклоном, 

Язык с приговором, 

– Здравствуйте, все бояре, 

Все поезжани, 

Тысяцкой баской, 

Князь молодой, 

Гостеньки молодые, 

Свашки чёсные! 

Смить ли к вашему столу 

Подойти – приступитисе, 

Повежливее поклонитисе, поговорить. 

– Молодой князь, Олександр Арсеньевич! 

Можешь ли к нашему 

Заиньке чесь приложить – 

Небольшая чесь, 

Рубликов шесь, 

Восемь дак не бросим. 

Наши Харламовськие деушки 

Любят серебряные денёжки 

Да суропные пренички. 

Ты дари нам поболе, 

Будет нам подоле. 

Мы твоей Калисье 

Накупим румян да белил. 

Она набелитче, намажетче, 

Тибе полюбяя покажетче»[xi]. 

II 

«Ножки с подходом, 

Руцьки с подносом, 

Голова с упоклоном, 

Язык с приговором, 

– Здравствуйте, все! 

Князья и бояра! Все поезжана! 

Тысецькой баской! Князь молодой! 

Свашки чёсные! Гостеньки дорогие! 

Смить ли к вашому столу приступитче, 

Пониже поклонитче. 

Повежливее побаять? 

Нет ли нашему заиньку мистичькя? 

Наш заенько небольшой, маленькой, 

Воровой, легонькой. 

На дубовый стол скоцил, 

Лапку в масле обмоцил. 

На другой скоцил 

И другую обмоцил. 

Побежал, поторопивсе, 

Чуть и весь не потопивсе. 

Мы за заеньком бежали, 

Пенье-кореньё ломали, 

Все подолы оборвали, 

Заюшкя поймали, 

На торелоцьку посадили, 

Молодому князю подносили. 

Молодой князь Олександр! 

Давай рублицьков шесь, 

А и восемь, дак не бросим! 

Сегодня день середа, 

Давай денег, серёбра, 

Наши мотылёвские деушки 

Любят серебряные денёжки, 

Да суропные преницьки. 

Вот им на торелку и преников-то и насыплют и денег дают»[xii]. 

Сделаем следующие выводы: образ зайца в свадебном обряде ассоциируется с образом девушки-невесты. Украшался «заюшко», как уже говорилось выше, девичьими украшениями – бусами, бисером, ленточками, цветами, серьгами.

Когда свадебный поезд приезжает за невестой, невесту охватывает страх перед неизвестностью новой жизни. Ее сердце трепещет как зайчик, душа готова вырваться на волю. Невеста плачет, причитает, бьет руками о «коробья».


Охити миня, да мое сердчё, 

Охити миня, да испугалосе, 

Охити миня, да ножки подломилисе, 

Охити миня, да ручки опустилисе, 

Охити миня, да сердчё перепалосе-е-е. 

У девушки-невесты осталось вольной жизни в родительском доме «вольки-вольной с одну горсточку». «Небольшим, маленьким, воровым, легоньким биленьким зайюшком» она еще может «соскочить» и сбежать от жениха «на волю», в недоступные места «за пеньё-кореньё».


Мы за заеньком бежали, 

Пенье-кореньё ломали, 

Все подолы оборвали, 

Заюшкя поймали, 

На торелоцьку посадили, 

Молодому князю подносили. 

А.В.Гура пишет в своей статье: «Так, в Воезерском приходе Каргопольского уезда образ зайца … представляет собой последнюю ступень превращений невесты, желающей ускользнуть от жениха»[xiii].

На первых этапах свадьбы в свадебной лирике Трети воля девушки-невесты символизируется в образах вольной птицы, «серой утицы», «белой лебеди». Невестина воля сравнивается с вольной жизнью деревенской девушки:


Ты послушай, добрый молодечь, 

Я тебе еще порасскажу 

Про твою невесту славную. 

Как твоя невеста славная 

Вечору легла позднешенько, 

Поутру встала ранешенько, 

Умываласе билешенько, 

Во все платье снаряжаласе, 

Выходила на крылечушко, 

Обернулась лебединушкой, 

Улитела лебедь белая 

На сине море плавати. 

Жених-охотник отправляется за волей девичьей: «на сине море, серых уточек стреляти». На волю невестину есть у него: «гроза великая», «шелковая плеть на спице».

Подносили «заюшка» жениху, когда невесту в горнице «обряжают» к венцу. После сборов ее выведут к столу, благословят и поставят к жениху. Ее рука навсегда будет отдана жениху, что означает: воли девичьей у нее больше нет. Ее воля – воля мужа. Когда же свадебный «заюшко», «волька невестина», окажется в руках жениха, он подламывает «заюшке ножки»: «топере воли нет».

Из этого следует вывод, что образ свадебного «заюшки» символизирует невестину волю, «вольку вольную». Приведу подтверждающие этот факт пословицы В.Даля: «Со вечера бел заюшко по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит (о невесте)»; «Невесту не то, чтобы в окошко подать, а хоть кому угодно на ладонке поднести»[xiv].

В.В.Данилов в своем очерке по Кадниковскому уезду пишет: «Чтобы дать о ней лучшее представление, приведем еще описание самого свадебного дня в деревне Куровской Троице-енальской волости, сделанное местной уроженкой учительницей Камкиной: «С самого утра у невесты собрались родственники, подруги и бабы с ребятами, и она, завешенная большим платком так, что лица ее было не видно, «красила красоту», т.е. ходила по избе с подносом в руках, на котором лежало подобие зайчика, это было изображение волюшки девичьей, с которой она прощалась. Родители и родственники дарили ей деньги, и все это сопровождалось тягучими песнями и причетами.

Когда все были угощены таким образом, подали жениху поднос с зайчиком, и он должен был засыпать этого зайчика пряниками, орехами и другими лакомствами, заготовленными для этого в карманах пиджака. Этим самым показал, что воля девичья, невестина, теперь покрывалась волею жениха»[xv].

В заключение необходимо отметить, что в других деревнях Коношского района – Дор, Вадья, Чублак, Кремлево мне довелось зафиксировать только следы или короткие упоминания о свадебном заюшке. В традиционном же свадебном обряде Трети собрано несколько вариантов приговоров о свадебном «заюшке». Все эти варианты схожи между собой, но имеют разные концовки, интонации и ритмы их произношения. Образ свадебного заюшка рисуется в мягких, ласковых, поэтичных тонах. Образ зайца понятен, живуч и устойчив в свадебной поэзии Трети. Обряд подношения «заюшка», пройдя через века, в несколько упрощенной и измененной форме используется и в современной свадьбе Трети.

ПРИМЕЧАНИЯ


© Козинская Л.Г., 2000

[i] Гура А.В. Символика зайца в славянском обрядовом и песенном фольклоре //Славянский и Балканский фольклор. – М.: Наука, 1978. – С. 159.

[ii] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда: Этнографический очерк. – 1883 г. – С. 135.

[iii] Записано от Л.Н.Пашковой, 1936 г.р., д.Кремлево.

[iv] Записано от А.А.Носковой, 1909 г.р., д.Мотылево. Треть.

[v] Записано от А.А.Мальцевой, 1907 г.р., д.Харламовская. Треть.

[vi] Записано от А.А.Мальцевой, 1907 г.р., д.Харламовская.

[vii] Записано от А.А.Мининой, 1909 г.р., д.Мотылево.

[viii] Записано от В.А.Владыкиной, г.р. не записан, д.Паунинская.

[ix] Записано от П.А.Титова, 1907 г.р., д.Мотылево.

[x] Записано от А.А.Носковой, 1909 г.р., д.Мотылево.

[xi] Записано от Е.М.Патоковой, 1908 г.р., д.Харламовская.

[xii] Записано от А.А.Носковой, 1909 г.р., д.Мотылево.

[xiii] Гура А.В. Символика зайца… – С. 164.

[xiv] Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 2. – С. 222; С. 218.

[xv] Данилов В.В. Кадниковсий уезд, Вологодской губернии: Очерк истории, географии, промышленности и быта населения //Север. – Кн. 3 – 4. – 1923. – С. 254 – 255.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2024 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет