Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
ГЛАВНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООРДИНАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЙ
2008-2011 (Русский Север)

ПУБЛИКАЦИИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расписание занятий

  Очное отделение   Заочное отделение

  Магистратура

  Аспирантура

ПРОЕКТЫ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ АРХИВА

ФОЛЬКЛОР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПУБЛИКАЦИИ / Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10 – 13 ноября 1998 г.). Вып. 2 / Отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2000. – 136 с.

« вернуться к содержанию

Кравченко С.В. История на Севере в представлении крестьянских писателей XIX века

Проблема отношения демократического автора к истории в контексте книжной народной культуры Севера представляется мало изученной. В этой связи изучение письменных памятников, характеризуемых понятием «народная литература», способствует выявлению индивидуальной точки зрения низового автора на исторические события и актуализируется особым вниманием исследователей к рецепции низового автора в контексте традиционной народной культуры. С этих позиций показательно творчество нескольких неизвестных низовых авторов, чьи тексты (документы, дневники, письма, стихи, записки и т.п.) находятся в музеях Вологодской области.

Особый интерес в ряду последних вызывают сочинения крестьянского поэта Г.П.Историкова (1826–1894), сохранившиеся в двух рукописных сборниках[i]. Непритязательные стихи Г.П.Историкова – своеобразная панорама жизни вологодского крепостного крестьянина прошлого столетия. На долю автора выпало пережить все перипетии судьбы русского человека из народа. В стихах воспевает он родину, замечательный уголок Вологодского края Грязовец и Обнору, а также крестьянское житье:


Лишь только солнце в вечеру померкнет

И люди все идут домой,

Луна взойдет – в селеньях всех осветит,

Крестьянин кроется под кровлею родной…

Крестьянин, отдохнув, труд вчерашний забывает,

В труде своем он отдыха не знает.

На уме его печаль, тоска и горе,

И дом его соха и крестьянская доля…[ii]

Любовь писать стихи у Историкова была большая, но он писал малограмотно и часто употреблял слова не понимая их значения. К сожалению, никто не мог помочь ему в этом. Он посылал свои стихи в редакции, но безуспешно, над ним там только смеялись. Нашелся один служащий какого-то департамента Иван Богданов, который прочитал его стихотворения, похвалил за старание и указал на недостатки его стихов.

В течение пяти лет Историков работал по контракту в переплетной мастерской графини Замыцкой, где он читал доступные его пониманию книги и сам покупал их для себя. В мастерской научился Гриша Историков читать по-латински и по-гречески, изобрел свои письменные знаки, чтобы не могли другие прочитать некоторые его заметки, вел свои немудреные записки, в которых отмечал все, что казалось ему интересным. Затем Историков поступил в военную службу, по окончании которой он жил у себя в деревне, где вел записи по сельскому хозяйству, огородничеству и садоводству, выписывал роскошные дорогие издания на свои скудные средства. В последние годы жизни сам собирал милостыню, скончался шестидесяти восьми лет буквально нищим.

Уважение к книжности и высокой образованности отразилось в его стихах, например, в стихотворении под названием «Благодарение России Нестору, Печорскому летописцу»:


Нестор, великий и славный летописец русский!

Тебе от россов честь и слава

Идет немолчно к небесам,

И от славного града Киева,

И от матушки Москвы

Мы все благодарим тебя;

Славный Нестор, русский летописец,

Лишь лист твой читать мы начинаем,

То тебя, великий человек, вспоминаем

За твое великое старанье.

Твое писанье нам дороже злата,

Ты пишешь, как Россия наша началась[iii].

Отсюда важная черта подхода писателя к истории: очевидно, что во всех своих сочинениях автор проявляет себя скорее как мемуарист, а не историк.

Второй оригинальный автор-краелюб В.Т.Попов (1828–1899) составил обстоятельное описание г.Тотьмы. Родился он в семье удельного крестьянина Тотемского уезда и, окончив начальное училище в селе Спасском, прошел путь от волостного писаря в Турундаевском удельном отделении до Почетного Мирового Судьи по Тотемскому уезду. Помимо уездной общественной деятельности, Попов интересовался местной историей и имел довольно ценную библиотеку по Северу. В историческом очерке «Город Тотьма, Вологодской губернии»[iv] «писатель буквально по годам прослеживает историю города до 1885 г. Автор относит основание Тотьмы к 1138 г., ссылаясь на Н.М.Карамзина. Под собственным именем Тотьма история города начинается с 1539 г., и с этого времени автор по годам описывает события этого края. В их изложении автор придерживается летописного стиля повествования. Так, рядом приводятся известия, никак между собою не связанные (например, на с. 38 сообщается: «В 1681 – 82 годах цена соли в Тотьме на заводе была 6 и 7 копеек за пуд. В 1682 году, во время стрелецкого бунта, у стрелецкого полковника Грибоедова правительством были отняты вотчины, и он сослан в Тотъму. В 1682 году учреждена Устюжская епархия, к которой причислен и город Тотьма. Первым епископом был Геласим»).

Многое в книге В.Т.Попова является заимствованием из других исследований. Встречаются также и весьма интересные сведения о внутренней городской истории, например, статистические данные по социальному составу населения (в 1782 г. в Тотьме было 82 купца, в середине XIX века никто из их потомков в Тотемском купечестве не состоял, здесь же приводятся сведения об образовательной системе уезда и промыслах (солеварении). Отметим, что подобно летописцу писатель не стремится к самовыражению, оставаясь внешне бесстрастным повествователем, хроникером событий. Таким образом, наряду с трудами местных историографов А.Соскина, И.Слободского, Л.Вологдина и т.п. сочинение В.Т.Попова можно рассматривать как опыт собрания всех фактографических сведений о городе Тотьме.

Третий автор, многое сделавший в области изучения исторического быта Кадниковского уезда, А.А.Шустиков (1859 – ?), родился в семье крестьянина в д.Хмелевской Кадниковского уезда. А.А.Шустиков был вольнослушателем Киевского университета, из которого был исключен по политическим мотивам. Возвратясь в Вологду, он всецело посвятил себя изучению местной этнографии и фольклора. Его разнообразные труды в этих областях были дважды оценены серебряными медалями от Императорского Русского географического общества, членом которого он состоял (этнографический очерк «Троичина» и этнографические материалы по Вельскому уезду). Сотрудничая с целым рядом столичных журналов и газет («Живая старина», «Русский курьер», «Русские ведомости» и пр.) и провинциальных («Северный край», «Вологодский листок» и др.), Шустиков помещал в них помимо этнографических очерков корреспонденции из местной жизни на современные темы и беллетристические опыты, собранные в сборнике «Плоды досуга» (1900), ставшем теперь библиографической редкостью[v].

Ведущую роль в этнографических произведениях Шустикова занимала крестьянская тема. К теме русского северного крестьянства писатель обратился в начале своего творческого пути. Уже в юношеском возрасте он получил от Императорского Русского географического общества серебряную медаль за сочинение «Троичина».

Одиннадцать маленьких очерков, помещенных в сборнике «Плоды досуга», имеющем подзаголовок «Бытовые очерки, картинки и рассказы из северно-русской жизни», обнаруживают в авторе дарование, не лишенное оригинальности. Писатель на двух-трех страничках рисует какую-нибудь бытовую картину или сцену, и перед читателем предстает жизненная драма, маленькая поэма действительности.

Очерки «На сельском сходе» и «На мирском переделе земли» отображают практику проведения в Вологодской губернии так называемых «мирских сходов» – собраний крестьян, проживающих в данной волости или деревне, на которых обсуждались самые разнообразные вопросы. Практика их проведения была распространена в России повсеместно и продержалась до 1929 г.

Рассказ «Село Шаталово и его обитатели» – это своеобразная драма из народного быта, повествующая о трагической участи жителей северного села. Драматическая коллизия вызвана нарушением нравственных устоев патриархальной жизни шаталовцев под влиянием «новой» морали, «власти купона». Тем самым обнаруживается ориентация автора на толстовскую и чеховскую традиции.

В беллетристическом очерке «Леший» Шустиков продемонстрировал возможность соединения увлекательной формы повествования и этнографического содержания. B основе повествования лежат традиционные в мировой литературе и фольклоре демонологические мотивы, отражающие народные поверья о нечистой силе. Получив широкое распространение в «народных книгах» – полуфольклорных, новеллистических произведениях, материал которых ближе к быличкам, бывальщинам, волшебно-рыцарским романам и т.д., эти мотивы проникли и в творчество русских писателей. Особенно часто к народным поверьям и быличкам о леших, домовых, русалках обращались писатели-романтики (Сомов, Веневитинов, Якубович и др.).

Представляется актуальным выявление генезиса бытования фольклорных мотивов в народной литературе Севера. В этой связи обращение Шустикова к фольклору позволило глубже раскрыть мировоззрение и психологию героев очерка. Автор активно пользуется крестьянской лексикой, также включает в повествование обороты разговорной речи. Опираясь на суеверные рассказы одного из охотников, автор умело обыгрывает мотивы бывальщин.

Итак, памятники крестьянской, низовой литературы собранные воедино, позволяют составить достаточно полное представление о духовной культуре Севера. Публикация таких текстов является сегодня одной из актуальных задач.

ПРИМЕЧАНИЯ


© Кравченко С.В., 2000


[i] Стихи Г.П.Историкова //27391: Сб. литературный. XX в. (30?е годы) – 78 л. – Л.4 – 23. 27411. Послание Г.П.Историкова друзьям в больницу с толкованием библии, евангелия, святого причастия, покаяния и т.д. XIX в. 33 л. + 1 л.

[ii] Крестьянское житье //Сб. литературный. XX в. – Л.5.

[iii] Благодарение России Нестору, Печорскому летописцу //Сб. литературный. XX в. – Л.15.

[iv] Попов В.Т. Город Тотьма, Вологодской губернии: Исторический очерк. – Вологда, 1886.

[v] Плоды досуга. Очерки и рассказы из северной русской жизни. – Ярославль, 1900.

Авторизация
Логин
Пароль
 
  •  Регистрация
  • 1999-2006 © Лаборатория фольклора ПГУ

    2006-2017 © Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

    Копирование и использование материалов сайта без согласия правообладателя - нарушение закона об авторском праве!

    © Дранникова Наталья Васильевна. Руководитель проекта

    © Меньшиков Андрей Александрович. Разработка и поддержка сайта

    © Меньшиков Сергей Александрович. Поддержка сайта

    Контакты:
    Россия, г. Архангельск,
    ул.  Смольный Буян, д. 7 
    (7-й учебный корпус САФУ),
    аудит. 203
    "Центр изучения традиционной культуры Европейского  Севера"
    (Лаборатория фольклора).  folk@narfu.ru

    E-mail:n.drannikova@narfu.ru

    Сайт размещен в сети при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты № 99-07-90332 и № 01-07-90228
    и Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
    Руководитель проектов
    Н.В. Дранникова

     

    Rambler's Top100

    Наши партнеры:

    Институт мировой литературы РАН им. А.М. Горького

    Отдел устного народно-поэтического творчества
    Института русской литературы
    (Пушкинский дом) РАН

    Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

    UNIVERSITY OF TROMSØ (НОРВЕГИЯ)

    Познаньский университет имени Адама Мицкевича (Польша)

    Центр фольклорных исследований Сыктывкарского государственного университета

    Центр гуманитарных проблем Баренц Региона
    Кольского научного центра РАН

    Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

    Министерство образования, науки и культуры Арханельской области

    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

    Отдел по культуре, искусству и туризму администрации МО
    " Пинежский муниципальный район "

    Институт математических и компьютерных наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

    Литовский эдукологический университет